Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 мая, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Лестница в небо для юных авиаторов

Окончание. Начало в номере за 23 мая

Авиамоделизм — увлекательное дело

Станция юных техников в Арсеньеве — из тех организаций, что не нуждаются в дополнительной рекламе. Особенно в городе авиастроителей. Ведь немалое число работников "самого авиационного" на Дальнем Востоке завода "Прогресс", бесспорного лидера среди предприятий Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, свой путь в большую авиацию начинали с нее, небольшой и скромной секции. А вот модели, созданные их умелыми руками отличались и сложностью конструкций, и, если хотите, оригинальной инженерной мыслью. Что подтверждено десятками дипломов, медалей и кубков за победы на различных соревнованиях.

Но награды — далеко не самое важное, что получают мальчишки, приходя в авиамодельную секцию, этот своего рода интеллектуальный молодежный клуб. Так считает его "председатель", директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей "Станция юных техников" Виктор Мандрыка. Для него важнее другое, не столько материальная составляющая, сколько воспитательная функция, точнее, то, что помогает сделать из юнца будущего мужчину.

"Дети сюда приходят разные, из разных семей, с разным достатком, порой неудачники по жизни, — рассказывает Виктор Иванович. Но когда мальчишка строит модель, которая у него получается лучше, чем у других, видно, как на глазах растет его самооценка. Так он сначала самоутверждается в своем коллективе (я не такой затурканный, я умею то, что не умеют другие), потом занимает призовое место на соревнованиях — и у него расправляются плечи. А ведь это так важно для ребенка — почувствовать себя человеком. Тем более в переломном возрасте, когда у них происходит переоценка ценностей. Для пацанов это крайне важная вещь..."

Понятно, что происходит все не сразу, не "вдруг". Требуется время, терпение и умение найти в ребенке скрытый до времени талант, развить его, создать условия для развития. Достичь этой цели позволяет целостная программа. Отработанная годами, отшлифованная и многократно испытанная, она уже не нуждается в корректировке. А вот изучение ее и более широкое применение позволило бы "втянуть" в орбиту технического творчества многих юных одаренных ребят и впоследствии избежать серьезных житейских проблем.
"Наша задача — детям, которые к нам пришли и пока ничего не умеют, дать начальные навыки работы, дать "школу", — поясняет Виктор Мандрыка. — И на третий-четвертый год посещения мы сами видим, как у ребенка начинает работать творческая мысль. И, как результат, появляются совершенно неожиданные конструкции, порой даже лучше тех, что предлагал им преподаватель. Придумать технологию изготовления, улучшить конструкцию — в этом смысл. И ребенок получает удовольствие не только от запуска модели, но и от самого процесса ее изготовления. И если у него есть способности, если он включился в процесс — этот человек будет всю жизнь заниматься конструированием и сможет справиться с любой задачей. В том числе и житейской, станет просто мужиком с "золотыми руками". А появляются эти "руки" в наших кружках. И значит, чем больше было бы таких кружков, тем больше было бы и "золотых рук". И поменьше разводов, поскольку мужик в доме мог бы все сделать сам".

Есть достойные примеры

Порой занятия в такой технической секции приводят к любопытным результатам, принимают совершенно неожиданнее формы. Виктор Иванович рассказывает, что один из "птенцов" авиамодельной секции стал бизнесменом…используя навыки, полученные непосредственно в ней. Он, ни много ни мало, создал собственное производство, открыл мебельную фабрику, где главным элементом стали технологии вакуумного формования, которые используются и при создании моделей. По словам Виктора Ивановича, станок для этой работы молодой человек собрал своими руками, докупив необходимые комплектующие в Китае. Дело, судя по всему, движется успешно, поскольку, "охватив" Приморье, "авиамодельная" мебель идет теперь уже и в Хабаровский край.

Впрочем, "заболевание" небом в авиамодельном детстве в юности зачастую приводит к решению продолжить изучение авиационных наук. В какой форме? Тут уже все зависит от желания и предрасположенности. Так, к примеру, два бывших авиамоделиста Александр Кукла и Владимир Утва — в настоящем действующие летчики-испытатели на ААК "Прогресс", который не первый год входит в состав ПРО СМР. Другие, отдав предпочтение "земным" специальностям, трудятся на том же "Прогрессе" в качестве инженеров и "склеивают" грозные "Аллигаторы" уже в натуральную величину.

Но бывает, что и на "настоящем" заводе им приходится вспоминать свои авиамодельные навыки и вновь, как и в детстве, строить модели. Поскольку именно модели, выполненные с предельной точностью, позволяют увидеть реальную машину без обязательных "допусков" и "разрешений". И вообще, новую модель нужно вначале "увидеть"… в голове, только потом приступать к макету.

"На завод потребовалась большеразмерная копия вертолета Ка-52 для демонстрации на выставках, — рассказывает Виктор Мандрыка. — И сделали ее наши ребята — Евгений Зорин, Андрей Лосев, Володя Мельников. Когда закончили, специалисты просто ахнули — точность была поразительной. Причем заводские специалисты не смогли справиться с этой задачей, нужны были все же руки моделиста-профессионала. Так что есть чем гордиться…"

Им есть чем гордиться и помимо этого. И призами с различных соревнований, на которых мальчишки-школьники прославили на всю страну далекий Арсеньев. И "путевкой в жизнь", что была выдана совсем еще юным ребятам, которые, единожды полюбив свое дело, связав свою судьбу с небом, остались верными ему всю жизнь. А еще тем, что смогли привить пацанам настоящие мужские качества — не пасовать перед трудностями, принимать верные решения, уметь работать физически, бороться и достигать успеха.
Между прочим, потенциал авиамоделиста по достоинству определили именно авиаконструкторы. Так, известно, что Олег Константинович Антонов в свое КБ предпочитал набирать именно авиамоделистов, окончивших институт. Пусть даже они и не отличались особым прилежанием. Великий конструктор прекрасно понимал, что если эти ребята с детства занимаются созданием моделей, то конструкторское видение для них естественно. Но помимо этого они в состоянии выдавать идеи и излагать их в виде эскизов и чертежей.

Штучный "товар"

Надо ли говорить, что такие специалисты — товар штучный, и "метод холодной штамповки" здесь неприемлем. Массовость, при всех своих положительных составляющих в других сферах, в технических видах спорта не всегда помогает. Ведь каждому юному дарованию необходимо уделить столько времени и внимания, сколько ему требуется (и это не говоря уже о безопасности работ, поскольку дети — существа стихийные), чтобы он смог реализовать заложенный в него природой потенциал в полной мере. Ведь в будущем и это время и эти затраты окупятся сторицей, вернутся новыми идеями, конструкциями, аппаратами. С другой стороны, массовый приток юных авиамоделистов позволяет увидеть тех, кто на самом деле талантлив. Конкуренция тоже здесь играет не последнюю роль.
Эту очевидную перспективу давно поняли наши ближайшие соседи — китайцы. Виктор Иванович рассказывает, что там занятия в авиамодельном кружке обязательны, поскольку включены в школьную программу. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что конструкции "с нуля" китайские дети не создают. Все необходимые составляющие покупаются, благо в Поднебесной производится все необходимое. Для них важнее оказалось другое — так вот, почти в игровой форме, будится инженерная мысль, имеющая все шансы быть реализованной молодым инженером, в которого превратится вчерашний школьник, увлеченный техникой еще в детские годы.

Как уже говорилось выше, наше государство, пусть и с опозданием, осознало, что если не предпринять срочных мер, мы можем опять отстать. Надо ли говорить, чем грозит поражение в этой гонке. И здесь только потерянным престижем уже обойтись не получится. Несмотря на общее понимание, помощь запаздывает. Поставленные в рамки жестких рыночных отношений, "юные техники" проявляют буквально чудеса живучести в желании сохранить и секцию, и занимающихся там мальчишек. Сегодня как никогда нужна цельная государственная программа по воспитанию молодых инженеров, требуется серьезное финансирование, внятная законодательная база. Все это позволило бы организовать учебный процесс, закупить необходимое оборудование, обеспечить снабжение. А еще — вернуть в кружки и секции классных специалистов, оставивших важное и нужное (а зачастую и любимое) дело ради достойного заработка.

И хотя что-то делается в этом направлении (так, уже значительно снижены нормативные требования к численности "кружковцев"), все происходит слишком медленно. А в наш век скоростей это более чем расточительно. Уже весь мир осознал, насколько важен и нужен стране и ее экономике хороший инженер и как сложен и долог процесс его подготовки. И кружки, секции, подобные арсеньевской, которой давно помогает один из лидеров вертолетостроения в стране завод "Прогресс", что на особом счету в ПРО СоюзМаш, могли бы стать весьма неплохим подспорьем в этом жизненно важном для России секторе.

"Говорить, что кружки изжили себя — это, по меньшей мере, неправильно, — итожит разговор директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей "Станция юных техников" Виктор Мандрыка. — Они не могут себя изжить, потому что модель никогда не построишь, если тебя никто не научит. И здесь важна индивидуальная работа! Почему музыкантов могут обучать каждого конкретно, годами ставят руку, оттачивают технику игры, а с технарями, вроде как, этого и не нужно. А ведь мы выпускаем штучный товар. Знаете, скрипку Страдивари так на поток поставить и не удалось. Как и ведущих конструкторов, их ведь всегда не хватает..."

«Прогресс Приморья», № 22 (233) от 30.05.2013 г.

Никита Костин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно