Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 июня, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Проблемы сегодняшнего дня обсудили на конференции

О том, что мешает жить приморским предприятиям и как им всё-таки выжить в непростой ситуации, размышляли на конференции Регионального отделения ОНФ "Страна живет, пока работают заводы". Обсудить проблемы собрались представители разных отраслей промышленности: пищевой, лесоперерабатывающей, строительной. Одной из самых эмоциональных стала дискуссия за круглым столом, объединившим обрабатывающие компании оборонно-промышленного комплекса. В прошлом номере мы рассказали о том, какие задачи ставили делегаты конференции, какие вопросы стояли на повестке дня. Сегодня мы продолжаем тему.

Генеральный директор ЗАО "Морская инженерная компания" Юрий Рыбалкин сетовал на дальневосточные надбавки, которые "забивают гвоздь в крышку гроба" промышленности региона. По словам работодателя, правительство перенесло задачу закрепления людей на территориях с экстремальными погодными условиями именно на бизнес. То есть дальневосточные коэффициенты и надбавки, а также налоги с них, лежат не на плечах государства, а на плечах тех, кто обеспечивает население рабочими местами.

– Если взять среднюю зарплату в 30 тысяч рублей в месяц, то социальный налог и НДФЛ, начисляемые на районные коэффициенты и дальневосточные надбавки, в месяц достигают 4837 рублей на каждого работающего. В результате дополнительная годовая нагрузка на одного человека составляет по выплате "дальневосточных" 135 тысяч рублей, по налогам на эти доплаты еще 58 044 рубля. В итоге нашему работодателю каждый работник обходится дороже на 193 044 рубля, чем если бы мы были в средней полосе страны.

– В бюджетной сфере в крае работает около 600 тысяч человек, в коммерческой — 980 тысяч. Годовая дополнительная финансовая нагрузка на бизнес Приморья составляет по выплате ДВ-надбавок 81 миллиард рублей, и еще 34,8 миллиарда — налоги. Краевой бюджет, для сравнения, в год составляет порядка 85 миллиардов, — делится своими расчетами Юрий Рыбалкин. — С учетом дополнительной оплаты отпусков, сокращенной рабочей недели для женщин и особенностей расторжения трудовых отношений дополнительные затраты на формирование фондов оплаты труда для предприятий Приморья выше, чем аналогичные затраты для бизнеса из средней полосы России, на 63%.

В результате — себестоимость продукции с малой добавленной стоимостью возрастает на 12-15%, наукоемкой продукции — на 20-30%. В дополнение к этой финансовой нагрузке на работодателя Дальнего Востока с прошлого года законом возложена еще одна "почетная обязанность": раз в два года оплачивать проезд работников и неработающих членов их семей к месту отдыха и обратно. Учитывая цены на билеты, проезд в Крым или на Кавказ будет стоить около 160 тысяч рублей на каждого работника с родственником. Оплата проезда потребует увеличения дохода бизнеса при его неизменной рентабельности на уровне 9-12%, и, как следствие, это приведёт к росту цен на товары и услуги и снижению работоспособности экономики региона.

В свою очередь, отметил спикер, власти края и муниципалитетов не заинтересованы в снижении налогового бремени, потому что большая часть выплат оседает в краевой и муниципальной казне. При таком раскладе, по мнению Ю. Рыбалкина, приморскую промышленность не спасут никакие ТОРы.

На уточняющий вопрос о том, не повлияет ли снятие социального взноса на пенсию для работников, выступающий тоже ответил сухими цифрами:

— Средний стаж работы до выхода на пенсию у мужчин — 37-38 лет, у женщин — на пять лет меньше. Отчисления по социальным взносам должны обеспечить вам среднюю пенсию до 79 лет на уровне, если посчитать по нашим деньгам, 24-25 тысяч. Сейчас пенсионер, выходя при средней краевой зарплате, получает 12 тысяч рублей. Государство лукавит. Все думают, что мы недоплатим в социальные фонды и не с чего будет давать пенсию, — это ошибка.

— Налоги — только полбеды. Есть еще масса государственных ведомств, которые профессионально "кошмарят" бизнес, — озвучил проблему генеральный директор завода-изготовителя металлоконструкций "Ураган" Вячеслав Писаревский. — А Кодекс об административных правонарушениях словно бы писали представители всех этих ведомств, чтобы осложнить промышленникам жизнь.

Сегодня нас бьют Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, транспортная инспекция, пожарный надзор и так далее. Они приходят с проверками, причем такими тенденциозными — лишь бы только наказать. Штрафы в сотни тысяч, зачастую по абсурдным основаниям. Одного наказали за то, что не построил туалет для рабочих в лесу, другого — за то, что не зарегистрировал дымосос на котельной. Вокруг каждого из этих ведомств зарегистрирован целый ряд "компашек", которые, зная, что к тебе придут с проверкой, предлагают свои услуги по подготовке документов. А попробуй сам изучи все ГОСТы — для этого надо держать специальную службу и юристов.

О рентабельности предприятий отрасли рассказал руководитель аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаил Колтович.

— На прошлой встрече ОНФ на вопрос лидера регионального штаба Романа Титкова о гособоронзаказе президент России Владимир Путин ответил: "Рентабельность продукции оборонно-промышленного комплекса должна быть не менее 17%". Это нормальная цифра, о которой мы даже не мечтали. Мы всегда говорили о 15%, — характеризует Михаил Колтович экономическую эффективность работы приморских предприятий ОПК. — Что же есть на самом деле? На сегодняшний день на "Дальприборе" рентабельность — менее 8%, на "Звезде" — 7%, на "Прогрессе" — 6%, "Автоматика" — 5,9%, "Восточная верфь" — 4,9%, 322-й авиазавод — 4%, "Гранит" — 0,3%, а "Дальневосточный арсенал", который утилизирует опаснейшее минно-торпедное вооружение, работает в убыток: минус 15%. Как при такой рентабельности решать социальные вопросы, в первую очередь, жилья для рабочих? Как расширять производство, готовить сотрудников?

По мнению эксперта, необходимо изменить либо налоговый кодекс, либо вышедший закон о промышленной политике. В частности, освободить предприятия ОПК, да и промышленность в целом, от налога на прибыль и подоходного налога, если на нем открывается новое производство с увеличением числа рабочих мест на десять и более человек. По мнению Михаила Владимировича, действовать такая льгота должна три, а лучше пять лет на 100%, а еще два года — на 50%. Это даст предприятиям стимул.

— У нас есть закон о том, что при вложении в производство 300 миллионов рублей для иностранных инвесторов предусмотрены трехлетние налоговые каникулы. О наших действующих предприятиях нет и речи! — заметил М. Колтович. — Мы говорили с первым вице-губернатором Василием Усольцевым о том, что необходимо снизить ставку земельного налога до 0,5%; снизить тарифы на железнодорожные и авиаперевозки грузов, поставляемых в рамках гособоронзаказа; восстановить в ФЗ № 44 такой способ обеспечения исполнительного контракта, как страхование.

Участники конференции "Страна живёт, пока работают заводы" подняли еще одну проблему — кадровую. Они активно обсуждали, как привлечь молодежь на заводы. Михаил Колтович предложил выйти на законодательный уровень с предложением освобождать от службы в армии сотрудников, в том числе выпускников вузов, работающих на предприятиях оборонного комплекса. Но в основном работодатели сошлись во мнении: молодежи нужны достойная зарплата, интересная работа и жилье.

Заместитель генерального директора по персоналу машиностроительного завода "Варяг" Александра Зверева не скрывает, что сегодня заводам иногда приходится даже переманивать высококвалифицированных специалистов друг у друга.

— Средний возраст кадров на предприятии превышает 50 лет. А выпускники средних профессиональных и высших учебных заведений не подготовлены к выполнению производственных задач. Мы вынуждены самостоятельно готовить специалистов — у нас есть учебно-производственный участок, где мы сами готовим по рабочим специальностям, — говорит Александра Зверева. — На наш взгляд, основная причина такой нехватки кадров — отток населения из региона. В 2014 году он достиг 5 500 человек. У нас в Приморье выше стоимость жизни, дороже продукты, а зарплаты ниже. Средняя зарплата по Владивостоку в прошлом году составила чуть больше 30 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 50 тысяч, в Москве — 70. И главное — это отсутствие жилья для работников машиностроительных предприятий. Мы уже два года боремся за выделение земли под строительство жилого дома для сотрудников, но нет поддержки города и края.

Модератор круглого стола Роман Титков напомнил, что с переходом на систему "бакалавриат-магистратура" качество инженерного образования тоже резко снизилось. Работодателям случается сталкиваться с тем, что после вуза приходят выпускники, которые ни разу не были на практике.

Вносят свой вклад и демографические изменения. В прошлом году за счет низкой рождаемости в учреждения среднего профессионального образования недобор составил 11% , а государственное финансирование они получают исходя из того,
сколько человек в них поступило.

Для предприятий ОПК в прошлом году колледжи и техникумы выпустили 479 специалистов. Далеко не все они, говорят представители департамента образования, работают по специальности — для многих просто не нашлось мест. Представители завода "Варяг", правда, тут же замечают, что эта статистика не в целом по отрасли: места есть, приезжают даже выпускники из других регионов.

Директор краевого департамента образования Елена Григорьева, говоря о подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, отметила слабую ориентацию студентов на практику. Для подготовки специалиста, который будет работать на высокотехнологичном оборудовании, необходимо, чтобы в учебном заведении была хотя бы "демоверсия" такого оборудования. Она отметила, что, например, в колледже судостроения и судоремонта в Большом Камне появляются лаборатории с современной техникой. Все эти станки очень дорогие, так что выделять деньги из бюджета не получается. Для колледжа основные средства дает Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, в состав которого входит завод "Звезда". Но чтобы создать полноценный учебный центр, требуется около 377 миллионов рублей.

– Во всём мире этот вопрос решается за счет объединения усилий работодателей и образовательных учреждений. Я прошу не путать это с корпоративным образованием, когда на заводе идет обучение сотрудников. Речь идет о полноценном профессиональном образовании на базе государственного учреждения, — пояснила Елена Григорьева.

Представитель приморской Торгово-промышленной палаты Владилен Брежнев привёл такие цифры: доля импорта в станкостроении — около 90%, в машиностроении — 60-80%, в легкой промышленности — 70-90%, в фармацевтической и медицинской промышленности — 70-90%, в машиностроении для пищевой промышленности — 60-80%. Выход из такой ситуации он видит в том, чтобы заинтересовывать молодых специалистов в создании российского оборудования.

– Все говорят — дайте нам фонды, мы их освоим, дайте нам чертежи…

А может быть, пойти от обратного? — предлагает В. Брежнев. — Надо, наверное, растить новые кадры и по социальному воспитанию, и по духу. Если будет какая-то заинтересованность у человека в чем-то совершенно новом, то он останется и в крае, и на заводе.

«Прогресс Приморья», № 21 (335) от 04.06.2015 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно