Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 февраля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ребята учатся мечтать

Изучая историю отечественного воздухоплавания, обратил внимание на те отрезки  прошлого столетия, когда молодёжь неудержимо рвалась в небо. И вот что выяснилось. 1930-е и 1960-е годы стали ударными в плане прорыва в небесные просторы. Одни поколения мечтали стать лётчиками, другие — космонавтами. Именно в то время был побит не один мировой авиационный рекорд, а позже мир стал свидетелем полёта в космос первого гражданина, облетевшего Землю. Им стал российский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Так сбылась мечта нескольких поколений изобретателей и конструкторов, инженеров и рабочих, которые  путём проб и ошибок упорно шли к заветной цели.

Пару-тройку лет назад в недрах Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России возникла идея проведения в школах Владивостока открытых уроков трудового воспитания "Введение в профессию". Преследовалась одна цель — научить ребят не просто слушать учителя, а самим думать и изобретать. Начали с простого: школьники читали произведения приморских литераторов, пересказывали их и на последнем этапе придумывали финал новеллы, рассказа, повести. 

Затем ребята было предложено другое задание. Один из авторов, пишущих прозу для детей, организовал в школах Ленинского района г. Владивостока "Уроки памяти", посвящённые Дню победы. Учащимся начальной школы предлагалось прочитать по ролям, затем пересказать содержание новеллы и в завершение цветными карандашами раскрасить чёрно-белые иллюстрации книжки-раскраски автора, который присутствовал на уроке и участвовал вместе с учителем в качестве рефери. Важным фактором было то, что перед каждым учеником на парте лежала книга автора, поэтому ребята имели возможность творить без ограничений и условностей. После подведения итогов каждый положил книжку-раскраску в портфель и унёс её домой, где, естественно, показал своё произведение родителям.

Так удалось подойти к главной задумке — организации в ряде школ Владивостока конкурса цеховых бригад. За образец был взят лидер вертолётостроения на Дальнем Востоке ПАО ААК "Прогресс". Класс разбивался на несколько "цехов", где шёл трудовой процесс. В этих "цехах" ребята собирали модели самолётов и вертолётов разных модификаций. Конструкции авиатехники были приобретены в торговых точках заранее. Единственным препятствие оказалось отсутствие разнообразных конструкторов, пришлось использовать те, которые на тот момент попались на глаза. Организаторы сразу оказались от варианта изготовления вертолётов с использованием клея, выбрали вариант, где требовалось умение работать с болтами и гайками. Получилось ещё интересней и даже азартней. В комиссию вошли представители из Приморского регионального отделения СМР, завода "Дальприбор" и Инженерной школы ДВФУ, которые выступали в роли экспертов. Они же осуществляли и приёмку изделий авиатехники в миниатюре. Было интересно наблюдать за тем, как бригады боролись за переходящий флажок Союза машиностроителей России, который передавался тому или иному бригадиру, чей коллектив показывал лучшее время. За 45 минут ребята, в том числе и девочки,  увлечённо собирали свои летательные аппараты, представляя мысленно вертолёт или самолёт в полный его размер. Именно тогда вспомнилась ситуация, когда некоторые взрослые восприняли предложение проведения таких уроков детской забавой, назвав её "мурзилкой". Время, к счастью, расставило всё по своим местам, дети, которые участвовали тогда в "цеховых" играх, выросли, им сейчас по 12-14 лет, и они вспоминают те уроки с благодарностью. А награды, которые тогда вручались бригадам, стали для них первым поощрением за коллективный творческий труд. Но никто не мешал им, каждому индивидуально, проявить себя в коллективной работе. Каждый мог на время урока стать и конструктором, и инженером, и рабочим. Нам удалось полностью развеять миф о том, что все хотят стать в будущем юристами, экономистами, менеджерами и так далее. В какой-то мере нам удалось переломить ситуацию, пусть и не повсеместно, лишь в ряде владивостокских школ. Однако в этих учебных заведениях ребята узнали, что в Приморье есть старейшие промышленные предприятия, рождённые в период военного лихолетья, например, "Прогресс" и "Аскольд" в Арсеньеве. Первому в наступившем году исполняется 80 лет. И это ещё не всё: классные бригады участвовали в викторине, где должны были проявить свою эрудицию в вопросе работы оборонного комплекса страны. Именно в тот период дети узнали, что названные выше предприятия, входящие в состав Приморского регионального отделения СМР, выполняют государственный оборонный заказ по поставке российским Вооружённым силам вертолётов, подводных лодок, различных комплектующих для надводных военных кораблей и так далее. Эти подростки уже знают, где производят военную технику. И вовсе не случайно вашему покорному слуге довелось наблюдать на выставке отечественного вооружения, которая проходила в краевом центре, как участники наших уроков трудового воспитания внимательно, с интересом и, главное, со знанием дела серьёзно изучали технические характеристики, например, отечественного танка. Именно так пробиваются сквозь толщу лихолетья и развала "оборонки" ростки патриотического воспитания. Пламенные призывы быть патриотом своей страны — пустой звук, когда нет  предмета, который можно не только увидеть своими глазами, но и убедиться лично в его мощи. И не только. Важно ещё и то, как школьник сумеет собрать, предположим, увиденный на выставке вертолёт самостоятельно, в миниатюре, но по точным чертежам. Всё это, как говорится, хорошо забытое старое.

Юные конструкторы

Когда-то город у моря славился не только военными моряками доблестного Тихоокеанского флота, но и юными конструкторами. В краевом центре совершенно бесплатно работали клубы юных техников, и самолётостроение не было чем-то удивительным. Некогда существовала организация СТК АО "Востокрыбхолодфлот", которая уделяла немало внимания детям. На её базе работал Владивостокский детский спортивно-технический клуб. И не просто работал, а воспитывал таких юных конструкторов авиамоделей, которые становились победителями различных соревнований. За период существования этого детского "конструкторского бюро" 8 школьников стали чемпионами и призёрами России, 24 — побеждали и становились призёрами на краевых соревнованиях. Да, так и было, чемпионат края по авиамоделизму проводился регулярно.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 4 (368) от 04.02.2016 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно