Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 августа, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В Судостроительном колледже учатся с увлечением

Недавно стало известно, что Министром образования России назначена женщина. С одной стороны, событие ожидаемое, с другой — не очень. Однако удивлять здесь просто нечему. Если заглянуть в школьное окно, то предстанет ясная картина: в классах вы увидите в основном женские лица. Впрочем, если вспомнить себя школьником, то нетрудно простым арифметическим подсчётом определить преимущество преподавателей-женщин над преподавателями-мужчинами. И так было всегда. Их просто больше в наших учебных заведениях. И некоторые из них не только отлично знают свой предмет, но являются и хорошими администраторами, организаторами учебного процесса.

Директор КГА ПОУ "Владивостокский судостроительный колледж" Ирина Владимировна Глушкова: "Я окончила Дальневосточный политехнический институт имени Куйбышева по специальности "инженер-системотехник", то есть компьютерщик, в переводе на простой язык. Начинала работу по компьютерам на "Дальзаводе", в Домостроительном комбинате. В 1985 году пришла сюда, в судостроительный техникум, работать преподавателем информатики, проработала здесь почти 15 лет. Потом я в Совете директоров ссузов Приморского края работала, руководила методическим кабинетом, а в 2005 году вернулась в колледж — уже директором. По сути, это учебное заведение родное для меня с 1985 года".

Современные технологичные направления обучения

"Есть узкие специальности: судостроительные, машиностроительные — это специфическое движение в одном направлении, — продолжает свой рассказ Ирина Владимировна. — Механическое направление, технологическое, сервис — это всё узко. А вот что такое компьютерные сети? Это всё и везде: информационные технологии используются сегодня во всех областях и сферах и нужны всем. И такой колледж, как наш, должен быть нужным всем: производствам, предприятиям. Ну и, конечно, наше направление, по которому производится обучение уже более 100 лет, и его нельзя оставить без внимания, — это судостроительное дело. Это основа, фундамент учебного заведения. Поэтому мы, продолжая двигаться в направлениях судостроения и машиностроения, хотим углубить и информационные науки. Все станки, от и до, уже не просто станки с ЧПУ, они сплошь информационные, вся их система — компьютерная. То есть прежде чем подойти к станку, надо сначала написать программу, так как у механизма изначально информационная начинка.

Учиться к нам поступают ребята со всего края, и поначалу нам приходится их подтягивать. Городские ребята посильнее, но вся подготовленная школьная молодёжь уходит в институты, а нам достаются ребята после 9 класса. Есть сильные ребята, заинтересованные, но есть и такие, которые за целый год обучения с трудом могут осилить то, что в школе за 10-11 классы дают, — а у нас это включено в программу первого курса. За этот год мы должны не только дать детям знания за 10-11 классы, но и вернуться назад по школьной программе, весь фундамент для дальнейшей учёбы им заложить. Есть ещё пробелы в школьных знаниях, что там говорить. А так как некоторым кажется, что уровень колледжа — это не уровень вуза, и тут можно чего-то не знать, они не могут вовремя сориентироваться и берутся за учёбу не очень ответственно. А без этого учиться у нас невозможно, тем более что эти специальности: судостроение, технология машиностроения — настолько сложные (особенно судостроение)! Это чертежи: такелаж, основы устройства корабля, корпус. Много черчения, физики — тут все технические науки, точные. При этом по каждой специальности свой стандарт, и вся начинка, чему мы должны, обязаны научить, уже заложена в этот стандарт. Мы стараемся научить студентов не просто работе с карандашом и чертежом, а на компьютере, в программе AutoCAD, поскольку основы подобных программ знать надо. И с другими специальными программами будем знакомить. После школы же у детей "плоское", а не пространственное мышление. И это проблема".

Сотрудничество с заводами

"На наших выпускников никто не жалуется. Хотя к нам приходят середняки, мы их заставляем учиться. В результате получаются очень даже хорошие ребята. Тот, кто наш колледж оканчивает, проходит всё, чему мы обучаем, — тому есть чем гордиться. У наших выпускников — хорошая репутация, и они становятся в дальнейшем хорошими специалистами.

Среди наших партнёров — "Дальзавод", "Варяг", "Изумруд", "ЭРА", "Дальприбор", 178 завод. С ними у нас всегда были очень хорошие связи, только одно время был какой-то провал. Очень жаль, что у "Радиоприбора" сейчас проблемы, потому что раньше были очень тесные связи с этим заводом: как-то всё уже устоялось, было отлажено, стали совместно работать. Они к нам много своих работников на заочное обучение отправляли, просто партиями мы переучивали ребят. И как только у завода начались проблемы, тут и с нами начало рваться.

Специальности у нас хорошие. Например, "радиоаппаратостроение" — это для тех, кто интересуется радиоэлектроникой. Или взять, к примеру, специальность "механик по машине и судовым механизмам" — он везде востребован. Куда бы он ни пришёл, на основе знания устройства машин и механизмов такой специалист сможет работать где угодно — хоть нефтяником, хоть в автосервисе. И наши электрики (специальность "электрооборудование судов") — тоже. Закон Кулона — он и в Африке закон Кулона! И такая универсальность знаний, которые мы даём молодёжи, — это здорово.

Сегодня у нас очень хорошие связи с заводами, которые продолжают активно работать. Это лидеры Приморского регионального отделения СМР "Варяг" и "Дальприбор". "Дальзавод" стал ДЦСС, и с ним стало уже несколько сложнее, так как он больше ориентирован на учебное заведение в Большом Камне. "Звезда" развернула бурную деятельность, им нужна база для подготовки и обучения кадров, и ДЦСС сделал ставку на это предприятие. Но, я думаю, что и с "Дальзаводом" со временем у нас восстановятся отношения на прежнем высоком уровне.

Мы гордимся своими ребятами, которые растут и работают сегодня на самых разных предприятиях по всему краю".

Сложности преподавательской работы

"Очень хорошая у нас команда преподавательского состава. Единственный минус, что она стареет. Тяжело сейчас стало с кадрами, инженерные — это просто дефицит. Те инженерные кадры, которые пришли ещё в советское время, немного начинают терять в плане современности, хотя мы людей учим и переучиваем, какие-то курсы предлагаем. Но здесь проблема не в плане знаний и навыков, а в плане быстрого реагирования на текущие изменения. Хотя команду нашу я люблю, она устоявшаяся. Но как только возникает какой-то пробел и надо найти преподавателя — вот это как раз дорогого стоит, прямо как промывка золота.

Кого бы я ни взяла, человек ведь потом общается с детьми сам, и из пяти принимаемых на работу остаётся только один, потому что преподавание — это очень тяжёлый труд. Мало того, что ты должен знать свой предмет и быть действительно инженером, ты ещё должен быть педагогом. Что такое преподавать? Это игра в театре одного актёра. Полтора часа удерживать интерес аудитории, когда там 30 ребят самого бойкого возраста, — не у всех есть этот дар! Хотя многие думают: "Я пришёл, знаю, о чём говорить, и пойдет". Да не тут-то было! Преподавать нелегко, не зря преподаватели два месяца отдыхают — не потому, что деть их некуда.

К тому же сейчас на преподавателей целый вал документации свалился — учебной, нормативно-правовой. Раньше педагоги никогда не вели столько работы с документами. Теперь они не только к занятиям должны подготовиться, написать свой план, помимо этого им ещё надо, вы не представляете, сколько всего сделать: разработать контрольно-измерительные материалы, и по каждому кусочку этих материалов должны быть мини-экзамены. Это всё — огромный труд! За внешним фасадом педагогической работы стоит много большой внутренней работы, о которой люди даже не догадываются.

Раньше преподавателю давался один методический день, когда у него не было уроков. Нет уроков, но можно заниматься самообразованием. У людей, умеющих работать, это был обычный выходной день. Сейчас ни на что уже не хватает времени, и для того чтобы нормально преподавать — хочет человек этого или нет, он понимает, что весь материал необходимо перевести на современные технологии. Без этого никуда. Стоять у доски с мелом и только — всё, ушло то время, и ни один ученик тебя слушать не будет. Теперь надо показывать всё наглядно: на компьютерах, на экранах. У студентов зрительное восприятие. Им надо, чтобы презентуемый материал сначала засветился, помелькал перед ними. Они должны заинтересоваться, что это там мелькает, и тогда уже начинают вникать, о чём идёт речь. Обучение должно быть специфичным и технологичным. Преподаватель так должен преподнести чертёж корпуса корабля, чтобы его интересно было рассматривать все полтора часа.

Но коллектив подобрался у нас очень заинтересованный, и я за него держусь двумя руками".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 30 (394) от 25.08.2016 г.

Светлана Муравьёва

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно