Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Подводная лодка — морская гроза…»

Окончание. Начало в № 10

Действие началось сразу после того, как прозвучал пушечный полуденный выстрел. Почетный караул возложил венки к горящему огню, а участники митинга — цветы. После возложения цветов к Вечному огню председатель Союза моряков-подводников ТОФ, вице-адмирал запаса Александр Конев поздравил собравшихся и поблагодарил за такой массовый сбор. Участники митинга прошли вдоль комплекса "Боевая слава ТОФ" и задерживались у мемориальных досок погибших в годы войны экипажей кораблей.

Завершился митинг у памятника пионерам подводного флота. Ветераны подводного флота ТОФ несколько раз ударили в рынду, отдав почести героически погибшим товарищам. После завершения торжественной части ветераны еще долго не расходились: обсуждали свою службу на подводном флоте, современные виды вооружения и делились новостями.

Поздравил личный состав, ветеранов и их семьи с этим праздником через средства массовой информации и главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Королев:

"День моряка-подводника — особенный праздник. Наши подводники вписали в боевую летопись Военно-морского флота немало славных страниц и сегодня играют огромную роль в обеспечении безопасности Отечества на морских и океанских направлениях. От имени Военного совета ВМФ и себя лично поздравляю все поколения подводников, их близких и родственников с этим значимым и важным праздником. Желаю здоровья, успехов, счастья и уверенности в том, что Главное командование ВМФ будет и впредь уделять особое внимание развитию подводных сил, обеспечению всем необходимым тех, кто выбрал судьбой службу на подводных лодках.

А теперь о развитии атомной и неатомной составляющей подводных сил ВМФ России. В прошлом 2016 году было завершено обновление подводных сил Черноморского флота, который получил в свой состав 6 новейших дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, иными словами, полноценное соединение подводных лодок, оснащённых высокоточным оружием и имеющих высокие характеристики по манёвренности и скрытности.

В 2017 году по заказу Главного командования ВМФ предприятие "Адмиралтейские верфи" приступает к строительству серии из 6 дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. В ближайшие полгода будут заложены две первые подводные лодки этого проекта — "Можайск" и "Петропавловск".

Министерство обороны РФ, Главное командование ВМФ продолжат уделять первостепенное внимание поддержанию на должном уровне потенциала группировок стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок на Тихоокеанском и Северном флотах. В 2017 году на предприятии "Севмаш" будет выведена из эллинга многоцелевая атомная подводная лодка "Казань" (проекта "Ясень") и заложена ещё одна такая же подводная лодка. "Севмаш" спустит на воду и ракетный подводный крейсер стратегического назначения типа "Борей" "Князь Владимир". В группировке стратегических ракетоносцев 4-го поколения он станет четвёртым по счёту.

Наряду со строительством подводных лодок 4-го поколения уже ведутся работы над созданием АПЛ 5-го поколения. Строительство флота не терпит пауз. Процесс развития всех его составляющих синхронизирован с научно-техническим прогрессом.

Несколько слов о ремонте и модернизационных работах подводных лодок существующих проектов.

Значительное внимание уделяется поддержанию технической готовности подводных лодок существующих проектов. Наши подводные лодки, находящиеся в составе ВМФ, обладают хорошим модернизационным запасом. Поэтому в период до 2020 года Центр судоремонта "Звёздочка" в Северодвинске и завод "Звезда" в Большом Камне выполнят для ВМФ России солидный объём работ по ремонту и модернизации атомных подводных лодок 971-го и 949-го проектов. В результате подводные силы ВМФ получат группировку многоцелевых АПЛ, которым предстоит выполнять задачи в составе Северного и Тихоокеанского флотов.

Они будут оснащены самыми современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи. Срок службы АПЛ проектов 971 и 949 увеличится практически вдвое, а улучшенные тактико-технические характеристики позволят существенно повысить эффективность их применения в боевом составе подводных сил. Проходят плановый ремонт и атомные подводные ракетоносцы проекта 667 БДРМ.

Так, в 2017 году в состав подводных сил ВМФ после ремонта и восстановления технической готовности вернутся ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Тула" проекта 667 БДРМ, атомная многоцелевая подводная лодка "Орёл" проекта 949А и дизель-электрическая подводная лодка "Дмитров" проекта 877.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Тула" проекта 667 БДРМ возвратится в состав подводных сил в конце 2017 года. В феврале текущего года состоялся вывод этой подводной лодки из эллинга Центра судоремонта "Звёздочка", и в настоящее время продолжаются ремонтные работы, которые завершатся в IV квартале 2017 года. Далее на очереди ремонт АПЛ "Брянск". Эти работы позволяют сохранять существующие проекты подводных лодок, а следовательно, и стратегическую составляющую подводных сил ВМФ на должном уровне готовности наряду со строительством подводных лодок 4-го поколения. В первом полугодии 2017 года в состав подводных сил вернутся многоцелевая атомная подводная лодка "Орёл" проекта 949А, ремонт которой завершит предприятие "Звёздочка", и дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 "Дмитров", проходящая ремонт на Кронштадтском морском заводе.

Теперь о подготовке кадров для подводных сил ВМФ России. Подготовка офицеров, военнослужащих-контрактников для подводных сил ВМФ тесно связана с развитием подводного флота, с получением в состав ВМФ подводных лодок новых поколений. С этой целью внедрены новые программы комплексного теоретического и практического обучения командных кадров для подводных сил и экипажей подводных лодок. Подводников всех звеньев готовят образовательные учреждения ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия", учебные центры Военно-морского флота. Растёт и популярность службы в подводных силах. Приведу пример. Предварительные итоги проведённого Военно-морским политехническим институтом профессионального отбора молодёжи позволяют прогнозировать конкурс до 6 человек на место среди желающих связать свою судьбу с подводными силами. В частности, речь идёт о желающих поступить на факультет ядерных энергетических установок ВМФ этого учебного заведения. В 2016-2017 годах в соответствии с госпрограммой вооружений факультет активно оснащается современными учебными тренажёрами, позволяющими готовить офицеров для службы на подводных лодках новых поколений. После завершения учёбы выпускники этого факультета продолжают службу на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения и многоцелевых атомных подводных лодках 3-го и 4-го поколений на Северном и Тихоокеанском флотах.

Главное командование ВМФ особенно тщательно готовит будущих командиров подводных лодок. Совсем недавно в Санкт-Петербурге, в Научно-исследовательском институте спасания и подводных технологий Военного учебно-научного центра ВМФ, офицеры — кандидаты к назначению на должности командиров многоцелевых и стратегических атомных подводных лодок сдали комплексные практические зачёты по спасательной подготовке. После экзамена по теории организации спасательной подготовки будущие командиры, прибывшие с пунктов дислокации подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов, лично сдали практические зачёты. Проверялись их действия на спасательном плоту, при выходе из "аварийной" подводной лодки, лежащей на грунте, через торпедный аппарат и спасательный люк подводной лодки.

При сдаче зачётов использовалось новое спасательное снаряжение подводника "ССП-М", позволяющее производить самостоятельное спасение личного состава из аварийной подводной лодки методом свободного всплытия, выхода по буйрепу и при помощи средств службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ с глубин до 220 метров. Командир подводной лодки, разумеется, обязан обладать всеми знаниями и умениями, которым он будет обучать подчинённых. По-другому в подводных силах нельзя.

И, наконец, о развитии инфраструктуры базирования подводных лодок. ВМФ получает новые подводные лодки, которые прибывают на флоты к уже готовым новым пирсам и объектам. В строительстве инфраструктуры базирования для ПЛ всех классов реализован принцип комплексности, предполагающий полный цикл — от технического обеспечения до полностью решённых социально-бытовых проблем. Экипажи подводных лодок живут в комфортных общежитиях, семьи подводников получают современное жильё. Мы понимаем, что от этого зависит качество службы, и делаем всё, чтобы подводник чувствовал себя социально защищённым и обеспеченным".

Немного истории

Люди всегда мечтали не только опуститься на специальном аппарате под воду, но и пройти на таком судне определенное расстояние. Придумали субмарину англичане в конце ХVI века, а меньше чем через столетие математик и епископ Дж. Уилкинс в своём научном труде "Математическая магия" уделил целую главу "ковчегу" для подводного плавания, утверждая, будто он "надёжен в отношении льда" и способен совершать "проходы вблизи полюсов" (естественно, тогда ещё никто не знал, что Южный полюс располагается не в океане, а на материке).

Подводные лодки строили в Голландии, США, Германии. Во Франции ученые тоже занимались разработкой подлодок. В России еще при Петре Великом было создано "потаенное огненное судно", но наиболее мощный толчок проекту "подводный аппарат" был дан Русско-японской войной, в которой российский флот потерпел поражение. Именно тогда передовые умы засели за чертежи и контурные карты, изучая и приспосабливая придуманное к тем или иным условиям. Одним из итогов военной кампании 1904-1905 годов явилась бурная дискуссия о будущем российском военном флоте, в том числе и подводном. Подчеркивалось при этом, что подводные корабли должны действовать и зимой, при низкой температуре воды, и даже в ледовых условиях.

Владивосток. Бухта Золотой Рог. "Кефаль"

В конце 1908 года лодка "Кефаль" погрузилась под воду во владивостокской бухте Золотой Рог при 20-градусном морозе и свыше четырех часов пробыла подо льдом, пройдя 4 мили. Командир "Кефали" В. Меркушев написал несколько лет спустя о том, что это было "первое и единственное в мире плавание подводной лодки подо льдом хотя и небольшой в среднем толщины, но зато раскинувшимся по всему горизонту". Если сравнить сегодня "Кефаль" с мощными современными атомоходами, достигающими высоты пятиэтажного дома, какие приходилось "чинить" работникам партнера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России — Дальневосточного завода "Звезда", то ироническая улыбка, без сомнения, коснется ваших губ. И все же история — наука точная. Именно она и заставляет уважительно относиться и к первому экипажу "Кефали", и к командиру. Думается, иначе как подвигом ради военной науки и значительного прогресса то, первое, погружение не назовешь. Да еще и гордость, что именно во Владивостоке 109 лет назад случилось это неординарное событие, давшее миру понять, что подводный флот у нас есть!

Миновало два десятилетия, и проект арктического плавания на подводной лодке задумал известный исследователь высоких широт, летчик Герберт Уилкинс, американец австралийского происхождения и прямой потомок достославного епископа-подводника. Он приобрел списанную в утиль серийную военную субмарину, назвал ее "Наутилус" в честь знаменитого корабля капитана Немо (фантастического, но казавшегося миллионам читателей Жюля Верна таким реальным!) и отправился на ней из Норвегии к Шпицбергену. Поход оказался крайне неудачным, и под лед "Наутилус" "подлез" только носовой частью, да и то с превеликими трудностями. Правда, научные результаты того рейда были впечатляющими, тем более что в плавании принял участие выдающийся норвежский океанограф Харольд Свердруп, родственник не менее знаменитого Отто Свердрупа, капитана нансеновского "Фрама". Заметим, что в дальнейшем ледовые походы стали нормой для наших подводных лодок, которые совершили не один рейс в зону вечной мерзлоты.

«Прогресс Приморья», № 11 (423) от 30.03.2017 г.

Подготовила Светлана Муравьёва

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно