Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Орденоносная кузница инженерных кадров

Кадры решают всё. Этот тезис сегодня особо актуален по одной причине: предприятия ОПК испытывают нужду в квалифицированных специалистах. В Приморье кадры для оборонки готовят в Инженерной школе ДВФУ. По мнению производственников, решение вопроса подготовки достойных управленцев видится в том, чтобы, используя федеральные средства, развивать Инженерную школу, создавать свою конструкторскую школу, свой кадровый центр для научно-производственного комплекса. На этом базисе выделять ребят со школьной скамьи и растить в связке с предприятиями  конструкторов, программистов, наладчиков и других высококлассных "технарей".

Такая задача соответствует и самой миссии Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. Она заключается в обеспечении потребности промышленности ДФО в квалифицированных кадрах, отвечающих мировому уровню технологического развития; в создании и практической реализации научно-технических разработок для инновационного развития экономики Дальнего Востока России и равноправного вхождения его в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона. Впрочем, Инженерная школа, как бы она в разные годы ни называлась, всегда считала кузницей инженерных кадров на Дальнем Востоке.

Владивостокский высший политехникум (дальнейшие названия — Владивостокский политехнический институт, Дальневосточный политехнический институт, Дальневосточный государственный технический университет, Инженерная Школа Дальневосточного федерального университета) был создан 1 ноября 1918 года при участии инициативных групп Союза инженеров, Русского технического общества, Общества изучения Амурского края и профессоров Восточного института. Он включал 4 отделения: горное, строительное, механическое и экономическое. Первый прием был в количестве 406 студентов. Знаменательные даты технического вуза: в 1935 году ДВПИ было присвоено имя В.В. Куйбышева, в 1970 году за заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства и развитии научных исследований был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Развитие оборонно-промышленного комплекса в крае сегодня напрямую связано с созданием этой промышленной кузнецы кадров будущих инженеров и руководителей предприятий региона. Об этом и о событиях, предстоящих в честь празднования столетнего юбилея зарождения инженерной мысли на Дальнем Востоке России, рассказывает д.т.н., профессор, директор Инженерной школы ДВФУ, член Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Беккер: "Фактически мы сохранили все основные направления ДВПИ им. Куйбышева. Наши предшественники и являются в настоящий момент Инженерной школой Дальневосточного федерального университета. В Техническом университете, образованном в 1992 году, было много и гуманитарных направлений, и сейчас мы, естественно, наращиваем свой потенциал, в том числе и за счёт изменения структуры образования.

Из современных тенденций особенно можно отметить возрастание роли магистратуры. И эту тенденцию надо сохранять. Задачи Инженерной школы, как и всего университета, — это обеспечение кадрами Дальневосточного региона с выходом нашего технического образования на международное экономическое пространство на высоком современном мировом уровне.

Структура наша выглядит сейчас таким образом. Уровни программы подготовки — это бакалавриат, инженеры (специалисты), магистры, аспирантура. Преподавателей — более 570 человек: 75 профессоров и докторов наук, 245 кандидатов и доцентов, более 10 академиков различных уровней, более 110 лауреатов различных премий.

Когда мы объединялись в ДВФУ, у нас было порядка 67 кафедр. Некоторые кафедры попали в другие школы вуза, ну а мы объединили единой системой управления 24 кафедры. Это, конечно, много, и уровень организации сложный — дирекция и сразу кафедра: ни факультетов, ни институтов у нас нет. Поэтому мы создали четыре условных кластера: архитектурного строительства; нефтегазового и горного дела и техносферной безопасности; машиностроения морской техники и транспорта; энергетики, электроники и средств связи. В каждом кластере по 6 кафедр. И на протяжении 6 лет мы эту структуру сохраняли, потому что система управления достаточно сложная, ведь и эти кафедры, и ещё управление различное — всё замыкается на дирекцию.

Программа нашего развития была разработана Высшей школой экономики, но до определённого времени мы не могли к ней приступить.

Я хочу сказать несколько слов о кафедрах, близких в первую очередь к машиностроительному комплексу. Первая кафедра — кораблестроения и океанотехники. Здесь есть у нас бакалавриат, магистратура, аспирантура. Она создана давно, ещё в период Политехнического института, и здесь свои большие традиции. Основные научные направления — это корпусники, развитие судостроения ледового класса, океанотехника и так далее. Следующая кафедра — судовой энергетики и автоматики — имеет несколько программ, она возникла на базе объединения трёх кафедр, которые были в ДВГТУ. Здесь 5 докторов и 16 кандидатов, остепенённость 80 %, 7 профессоров, есть на кафедре доценты и аспиранты. Кафедра наследует достижения известных научных школ. История у кафедры долгая, длится с 1921 года. Ведущим профессором был Валентин Петрович Вологдин, который известен в нашей стране. Он помимо сварки активно занимался созданием самой этой кафедры и её развитием. Образовательные программы — бакалавриат, специалитет, магистратура. Научная деятельность — это турбомашины на газовой смазке и виброшумовые измерения, покрытия, утилизация тепла и так далее.

Кафедра технологий промышленного производства — с направлениями подготовки "автоматизация технологических процессов", "конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств" и другими. Много на кафедре своих научных направлений. Они связаны с проектированием и прикладными исследованиями для автоматизации, для различных систем проектирования и моделирования, управления промышленными системами. Все реализованные на кафедре проекты достаточно эффективны. Базовые научные и прикладные исследования кафедры технологии промышленного производства — это исследования в области автоматизации машиностроительных производств, в том числе с применением серийных промышленных роботов; проектирование и прикладные исследования технологических процессов в машиностроении, изготовление экспериментальных и головных образцов; AD/CAM/CAE/PDM-системы; PLM-технологии; управление промышленными системами и объектами; программное управление оборудованием.

К перспективным научным и прикладным исследованиям относятся: многоосевая обработка на станках с ЧПУ (CAM-системы; высокоинтенсивная обработка; виброустойчивость процессов механической обработки); системы управления инструментальным обеспечением предприятия; функциональные покрытия в машиностроении и медицине; быстрое прототипирование и аддитивные технологии; прямое электронное производство (Direct eManufacturing); быстрое литье пластмасс (единичное и опытное производство без использования литья под давлением); биомоделирование и биопрототипирование.

Кафедра сварочного производства развивает свои традиции с 1920 года. Профессор Вологдин был идеологом и создателем кафедры. Достижения её широко известны: первый в России и второй в мире сварной мост, первое сварное судно и другие. Обучение осуществляется по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Научные направления связаны с исследованиями технологии сварки, физико-механическими моделями, диагностикой, в том числе подъёмнотранспортных машин, и многое другое.

История кафедры сварочного производства началась 27 декабря 1920 г., когда В.П. Вологдин зажег первую на Дальнем Востоке электрическую дугу в бывшей минной мастерской Дальневосточного механического и судоремонтного завода ("Дальзавода"). В 1925 г. под руководством Вологдина организована первая в СССР сварочная лаборатория. В 1928 г. профессором Вологдиным объявлен первый набор на сварочную специальность, под его руководством во Владивостоке построен первый в СССР цельносварной мост (второй цельносварной мост в мире). 1930 г. — при ДВПИ образована кафедра автогенного дела. Заведующим кафедрой становится ее основатель В.П. Вологдин, руководивший ею до 1933 г. Здесь состоялся 1-й выпуск инженеров-сварщиков в СССР. На "Дальзаводе" под руководством профессора Вологдина при участии сотрудников и студентов было построено первое в России цельносварное судно (буксир) серии ЖС-1.

Все наши кафедры хорошо оборудованы, а на кафедре сварочного производства создана лаборатория и Центр коллективного пользования для всей Инженерной школы по механическим испытаниям материалов. Есть и международная (совместно с Японией и Германией) научная учебная лаборатория.

Кафедра электроэнергетики и электротехники тоже образовалась путем соединения трёх кафедр, которые создавались в сороковые-пятидесятые годы ХХ в. Хороший, полноценный кадровый состав — доктора, профессора. Много специализаций в области электроэнергетики и электрооборудования. Научные направления — разработка технологии электромагнитного контроля (электрооборудование дистанционное), теоретические основы электродинамики и другие.

Кафедра электроники и средств связи также возникла в результате объединения нескольких кафедр. Она ведёт свою историю с 1995 года, образовалась на базе ФРЭП. Научные направления на ней развивают все виды связи — начиная от гидроакустики до космической связи. На ней была создана собственная телестудия, которая продолжает функционировать и в настоящее время.

Кафедра автоматизации и управления достаточно известна во всём мире, занимается в основном управлением в технических системах. Научные направления — высокого уровня теоретическое развитие интеллектуальных систем управления, управление подводными аппаратами, роботами и так далее. 5 основных научных направлений. Кадровый состав здесь интересный — много молодёжи, и у них хороший контакт с Институтом автоматики процессов управления ДВО РАН.

Кафедра гидротехники, теории зданий и сооружений — выпускники этой кафедры занимаются гидротехническими сооружениями. На направлении "строительство уникальных зданий и сооружений" по программе специалитета студенты обучаются 6 лет. Есть гидротехнические сооружения повышенной ответственности и высотные большепролётные здания и сооружения. Это направление получило международную аккредитацию.

Постепенно такие аккредитации в университете идут на международном уровне — по две, три в год. Например, англоязычная программа "Шельфовое и прибрежное строительство". Научные направления — это проблемы освоения ресурсов Арктики, исследование морского льда, ледовых воздействий и нагрузок; проблемы ледовой трибологии — это актуально для проектирования судов ледового класса, платформ; другие научные направления. Проводится ежегодная Международная зимняя школа. Молодёжь очень интересуется такими исследованиями. Здесь есть своя лаборатория ледовой геотехники. Эта кафедра участвовала в проектировании и строительстве дока Сухого в Восточном порту, результаты научных исследований были внедрены в строительстве платформ Сахалин-2 и Сахалин-1.

Кафедра инноватики, качества, стандартизации и сертификации — здесь достаточно целеустремлённо организуют лаборатории для того, чтобы проводить сертификацию продукции на международном уровне. Многие лаборатории уже получили такую аккредитацию и теперь могут в разных областях испытывать материалы, рабочую одежду и так далее. При кафедре есть научно-технический комплекс по сертификации проблем качества. Есть связи с международными сертификационными организациями".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 19 (431) от 25.05.2017 г.

Подготовила Светлана Светлая

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно