Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

И мысли творческий полёт…

Читатели газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья", вероятно, заметили, что редакция нашего издания уделяет немало внимания прошлым подвигам приморцев, которые, увы, порой вспоминаются всуе или вообще не вспоминаются общественностью. Интересно то, что за каждым таким человеком стоит целая эпоха. Они уезжали из обжитых мест служить Отечеству в отдалённых, порой глухих, нехоженых местах, как это делал Владимир Арсеньев, а иные, как Ефим Путятин, наводили дружеские мосты с теми народами, которые жили и сегодня живут на сопредельных с нами территориях. До них, как говорится, рукой подать. Это стало возможным благодаря политической прозорливости, дипломатической хватке Путятина, особенно в период сближения России и Японии. Мало кто знает, что Путятин показал японским конструкторам немало того, что называется техническим прогрессом.

Спустя месяц после первого визита Перри, 12 августа 1853 года, "Паллада" прибыла в порт Нагасаки, однако японские уполномоченные приняли письмо российского министра иностранных дел графа Нессельроде сёгуну только 9 сентября 1853 года. Во время посещения Нагасаки Путятин продемонстрировал японским изобретателям действие парового двигателя, что помогло Хисасигэ Танака впоследствии создать первый японский паровоз. Видя, что переговоры принимают затяжной характер, Путятин решил отправиться сначала в Манилу, а потом в Корею, по пути производя опись восточного побережья Приморья и собирая материал для лоций. Экспедицией под руководством Путятина были открыты заливы Посьета, Ольги и острова Римского-Корсакова. 11 (23) июля 1854 года фрегат "Диана" соединился с отрядом Путятина в заливе Де-Кастри, на нём экспедиции Путятина предстояло направиться в Японию на продолжение переговоров, которые стали особенно актуальны из-за начала Восточной (Крымской) войны. Фрегат "Паллада" был отбуксирован в Константиновскую бухту Императорской гавани, где его поставили на зимовку (был затоплен там же в 1856 году).

Путятин на фрегате "Диана" прибыл в Японский порт Симода 22 ноября (4 декабря) 1854 года, спустя почти полгода после второго визита Перри и подписания им Канагавского соглашения, положившего конец японской политике самоизоляции. 10 (22) декабря в Симоде начались переговоры, однако 11 (23) декабря в результате опустошительного землетрясения и последовавшего за ним цунами фрегат "Диана" был серьёзно повреждён, а 7 (19) января 1855 года при транспортировке в бухту Хэда, в которой планировалось его отремонтировать, корабль экспедиции затонул. Экипаж экспедиции, потерявший трёх матросов, был вынужден переселиться на берег, где была организована помощь местному населению, пострадавшему в результате цунами: в Симоде из 1000 домов уцелело только 60.

Экспедиция Путятина была расквартирована в деревне Хэда. В городе Симода 26 января (7 февраля) в храме Гёкусэндзи был подписан первый договор о дружбе и торговле между Россией и Японией, известный как Симодский трактат. Японскую сторону при заключении договора представлял Тосиакира Кавадзи. Согласно Симодскому трактату двумя странами устанавливались дипломатические отношения; для русских судов открывались порты Хакодатэ, Нагасаки и Симода, где разрешались торговые сделки в ограниченных размерах и под присмотром японских чиновников; в одном из портов назначался российский консул (первым консулом в Японии стал Иосиф Гошкевич).

Пребывание русских моряков в Хэда послужило началом сотрудничества Японии и России в области науки и техники. По просьбе Путятина экспедиции были выделены рабочие и материал для строительства судна, на котором русские моряки смогли вернуться в Россию. Для Японии это был первый опыт строительства кораблей западного образца. Шхуна под названием "Хэда" была спущена на воду 14 (26) апреля. 26 апреля (8 мая) Путятин с частью экспедиции отправился в Россию. По образцу "Хэды" японцами было построено ещё шесть шхун; на следующий год первая шхуна "Хэда" была передана японской стороне вместе с научными приборами, а также 52 пушками, снятыми с затонувшего фрегата "Диана". К слову, первый японский паровой двигатель, сооружённый в 1853 году Хисасигэ Танака, был установлен на "Палладе".

День изобретателя и рационализатора

День изобретателя и рационализатора в нашей стране установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1979 года. До настоящего времени его отмечают люди, которые мыслят нестандартно и на привычные для обывателя предметы смотрят совершенно под другим углом. Впрочем, Россия всегда славилась такими людьми. Если заглянуть в историю, то следует заметить, что из всех изобретений, которые патентовались в России в 1913 году, более 70 процентов принадлежало иностранцам. Однако количество не всегда переходило в качество. Наши соотечественники действовали по принципу "редко, да метко". И этому есть примеры. А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский, И.В. Курчатов, С.П. Королёв, С.И. Мосин, М.Т. Калашников, В.А. Дегтярёв, Н.И. Камов, М.Л. Миль, П.О. Сухой, С.В. Михеев,  С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, А.А. Морозов. Ф.Ф. Петров, С.Г. Симонов, А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, В.А. Дегтярёв, Ф.В. Токарев,  В.Г. Грабин, И.И. Иванов, С.В. Илюшин, Ж.Я. Котин, Н.А. Кучеренко, А.С. Попов и многие другие изобретатели сумели не только донести до общественности свои идеи, но, благодаря государственной поддержке, наладить производство.

В стране появилось радио, самолёты, вооружение, стрелковое оружие, товары народного потребления — то есть всё то, в чём во все времена нуждалось и нуждается общество. Череда мировых войн, как бы это ни парадоксально звучало, значительно двинула вперед технический прогресс. И сегодня, в век бурного развития электроники, мы не можем представить себя без компьютера, интернета, мобильной сотовой связи, без скоростных авиалайнеров, подводных лодок, космических спутников и многого другого, без чего прогресс просто немыслим. Пользуясь благами цивилизации, многие из нас в череде будней не задумывается о том, с чего всё начиналось. Скажем прямо, изобретательство пробивало себе дорогу тяжело. И это понятно, ведь между понятиями "придумать" и "внедрить" расстояние огромное. И приходилось этот путь проходить по-разному, порой на внедрение тратились десятилетия. Где-то мешали осуществлению того или иного проекта мировые катаклизмы, например, две революции в России 1917 года. Кстати, после Октябрьской революции одним из первых законодательных актов Страны Советов стал декрет "Положение СНК об изобретателях", датированный 30 июня 1919 года. Именно этот декрет установил авторские свидетельства на изобретения. Заметим, что первоначально праздник представлял собой копию церемонии присуждения Нобелевской премии: Академия наук рассматривала все рационализаторские предложения, выдвинутые за прошедший год, и отбирала лучшие. Отличившихся изобретателей награждали, вручали государственные награды, давали звания. С течением времени праздник потерял своё первоначальное значение, став просто профессиональным праздником изобретателей и рационализаторов.

Однако всё началось много раньше. В далеком 1881 году русский исследователь Александр Можайский впервые в истории России получил государственную привилегию за изобретенный им "воздухолетательный снаряд" — самолет. Спустя всего год самолет Можайского был построен, и, хотя его постигла неудача, тем не менее эта работа достойна всякого уважения. Человек задался целью — научиться летать.

Небо манило многих

Многие годы люди изобретали, экспериментировали, размышляли, ошибались и порой гибли в экспериментальных полётах, но желание покорить небо было превыше страха. Кто первым поднялся в небо? Споры не стихают до сих пор. Альберто Сантос-Дюмон, Клемент Адер или братья Райт? Пожалуй, братья Райт были первыми, кто смог управлять воздушным аппаратом в воздухе, что сделало возможным дальнейшее развитие самолётостроения. Уилбур и Орвилл Райт разработали и применили теорию управления самолетом в воздухе. Их деятельность пришлась на десятые годы прошлого века, которые стали определяющими в развитии авиации. Мощные промышленные гиганты, а в еще большей степени — одиночки-самоучки кинулись создавать, строить аэропланы. Самолеты из неуклюжих "летающих этажерок" быстро превращались в изящные, элегантные аппараты. Вскоре военные поняли: в лице самолета они получают прекрасное средство для ведения воздушной разведки.

В 1910 году царское Правительство России закупило во Франции несколько самолетов, на которых начали готовить военных пилотов. 12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Не только самолеты вошли в состав данной части, но и дирижабли, и воздушные шары, главное не это. Важно было то, что впервые в России появилась организационная структура, объединившая все авиационные компоненты.

«Прогресс Приморья», № 26 (438) от 13.07.2017 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно