Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
27 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Главный «моторист» страны — выпускник московской Бауманки

Владимир Яковлевич Климов (1892 — 1962) — советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), академик АН СССР (1953). Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

В.Я. Климов родился 11 (23) июля 1892 года в Москве. Семья Климовых произошла из крестьян-отходников Владимирской губернии. Отец Яков Алексеевич Климов — из крестьян д. Аннино Владимирской губернии. В детском возрасте отправился в Москву на заработки, поднялся от ученика до хозяина артели мастеровых, работал по строительным подрядам, разбогател, купил в Москве участок земли и, построив на нём доходный дом, стал домовладельцем. Мать — Прасковья Васильевна Устинова — из крестьянской семьи соседней деревни Еросово. В семье было 8 детей.

Владимир учился в Комиссаровском техническом училище. В 1918 году окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана. К слову, этот вуз окончили многие известные "технари" нашей страны. И своей главной направленности — подготовки инженеров — университет имени Н.Э. Баумана никогда не менял. Не случайно торжества по случаю 10-летия Союза машиностроителей России прошли в актовом зале этого старейшего учебного заведения нашей страны.

Трудовую деятельность Климов начал в октябре 1917 года инженером-конструктором общества Коломенских заводов в Москве. С июля 1918 по 1931 годы работал старшим инженером-лаборантом, начальником отдела, помощником директора научной автомобильной лаборатории, преобразованной затем в Научный автомоторный институт СССР (НАМИ). С 1931 года — начальник технического контроля отдела бензиновых двигателей Центрального института авиационного моторостроения. По совместительству преподавал в Московском высшем техническом училище, Ломоносовском институте и Академии Военно-воздушного флота имени Н.Е. Жуковского, руководил кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института.

Одновременно участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и других (1925-1927) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт (880 л. с.), 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925-1930). С 1935 года — главный конструктор авиационных двигателей. К середине 1930-х годов организует производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30 % больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков СБ конструкции А.Н. Туполева и А.А. Архангельского.

В 1935 году Владимир Яковлевич назначен главным конструктором Рыбинского моторостроительного завода № 26. С августа 1941 года работал в Уфе на эвакуированном заводе (Уфимский моторостроительный завод).

В конце 1930-х — начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей (М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108), оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 конструкции В.М. Петлякова и истребителях конструкции А.С. Яковлева, прославившихся в сражениях Великой Отечественной войны. В послевоенный период в ОКБ под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 1947-1949 годах создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 году на основе английского двигателя Nene был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях.

В ходе научных исследований и конструкторской работы Климовым были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях ТРД. Климов внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и другие вопросы двигателестроения.

В.Я. Климов умер 9 сентября 1962 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 2002 году именем В.Я. Климова была названа улица в Шевченковском районе города Запорожье. Также в Запорожье есть парк академика Климова.

Во время Великой Отечественной войны В.Я. Климов внёс большой вклад в Фонд обороны, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архиве телеграммы:

"Москва, Кремль, товарищу Сталину

Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить немецко-фашистских захватчиков, я отдал свои денежные сбережения в сумме 73 тысяч рублей в фонд строительства эскадрильи самолётов.

Главный конструктор завода Герой Социалистического Труда Климов".

"Главному конструктору завода Герою Социалистического Труда тов. Климову

Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Климов, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.

И. Сталин".

В.Я. Климов — дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940; 12.07.1957), награждён пятью орденами Ленина (29.12.1936; 28.10.1940; 30.12.1943; 02.07.1945; 23.07.1952), орденом Суворова 1-й степени (16.09.1945), орденом Суворова 2-й степени (19.08.1944), орденом Отечественной войны I степени (10.06.1945), орденом Трудового Красного Знамени (05.03.1939), медалью "За боевые заслуги" (05.11.1954), другими медалями. Сталинская премия первой степени (1941 год) — за разработку нового авиационного мотора, Сталинская премия второй степени (1943 год) — за усовершенствование авиационного мотора, Сталинская премия первой степени (1946 год) — за создание нового образца авиационного мотора, Сталинская премия первой степени (1949 год) — за создание двигателя.

Является автором "Атласа конструкций авиационных моторов" в 2 частях (М. — Л., 1935-1938).

В честь конструктора В.Я. Климова названы Научно-производственное объединение им. Климова (ныне ОАО "Климов" в составе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО "ОДК") — 100 % дочерняя компания ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами и площадь Академика Климова на пересечении Большого Сампсониевского проспекта и Кантемировской улицы в Выборгском районе Санкт-Петербурга. На здании завода установлена мемориальная доска.

«Прогресс Приморья», № 28 (440) от 27.07.2017 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно