Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 ноября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

АО «ДВЗ «Звезда»: судостроение и судоремонт

Во время очередного визита министр судостроительной промышленности СССР Борис Бутома назвал завод "восходящей звездой" судоремонта, и в 1968 году Дальневосточный судоремонтный завод был переименован в Дальневосточный завод "Звезда". Время показало — такое имя предприятию было присвоено заслуженно. Так же заслуженно современное АО "ДВЗ "Звезда" является лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России в вопросах судоремонта. Как и у людей, у завода день рождения — дата больше официальная.

Надо ли говорить, что о закладке завода по ремонту боевых кораблей не особенно много писали. И следовательно, решение Министерства судостроительной промышленности Советского Союза от 9 июля 1946 года прошло мимо внимания большинства граждан страны. Даже тех, для кого безымянный завод (на тот момент он имел только номер 892) станет судьбой. Прибывшая в тот же год экспедиция Ленинградского ГСПИ быстро определилась с местом — бухта Большой Камень. Сложность состояла лишь в скромных глубинах акватории. Что поправили, в течение нескольких лет проводя углубительные работы и одновременно отсыпая грунт. На новых "площадях" возводились производственные здания. Венцом масштабной и кропотливой работы стало официальное открытие предприятия 3 декабря 1954 года. В этот день новый завод приступил к выполнению программы, а именно — ремонту катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров. Ясно, что любое предприятие, а крупное тем более, не может работать без руководителя, знающего производство и ососбенности своей профессии. О них сегодня наш рассказ.

Директора предприятия

Степан Иванович Лебедев (1914 — 1980)
Годы руководства — 1954-1964.

Родился в 1914 году в Херсонской области. Работал на "Дальзаводе" (г. Владивосток) слесарем, мастером, замначальника ОТК, начальником цеха. В 1945 году окончил Дальневосточный политехнический институт им. Куйбышева. В 1954 году по рекомендации крайкома КПСС направлен директором судоремонтного завода п/я 112. Проработал в этой должности до 1964 года. Под его руководством были построены 5 цехов основного производства, доковая камера, кислородная и компрессорная станции, глубоководный пирс, начат ремонт малотоннажных гражданских судов. Принимал участие в освоении заводом ремонта дизельных и первых атомных подводных лодок.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня  рождения В.И. Ленина", "Ветеран труда".

Владимир Иванович Кушлин (1926 — 2005)
Годы руководства — 1964-1976.

Родился в 1926 году в г. Горький. Трудовую деятельность начал в возрасте 15 лет слесарем завода "Красная Этна". С 1944 по 1950 годы проходил службу на Черноморском и Тихоокеанском флотах. Участник Великой Отечественной войны. Работал на Амурском судостроительном заводе им. Ленинского комсомола (АЗС). В 1954 году окончил Комсомольский судостроительный техникум. Занимал на АЗС должности технолога, начальника цеха, заместителя директора по производству. С 1964 по 1976 годы — директор Дальневосточного завода "Звезда". В 1968 году заочно окончил финансово-экономический институт, в 1975 — аспирантуру. Кандидат технических наук. При его деятельном участии на заводе были освоены новые технологии ремонта судов, построены эллинг, котельная, заводоуправление, новое жилье для рабочих, дворцы культуры и спорта, городская больница, профилакторий. Отремонтированы и модернизированы 17 АПЛ первого и второго поколений.

Награжден орденами Трудового Красного Знамен и Октябрьской Революции, медалями "За боевые заслуги" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Почетный гражданин города Большой Камень. Одна из площадей города носит имя В.И. Кушлина.

Вениамин Павлович Долгов (1930 — 1997)
Годы руководства — 1976-1991.

Родился в 1930 году в Казахской ССР. В 1954 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Получил направление на работу в Комсомольск-на-Амуре на судостроительный завод имени Ленинского комсомола. Прошел все ступени роста — от мастера до старшего строителя, ответственного сдатчика АПЛ. В 1966 году был назначен главным инженером на Дальневосточный судоремонтный завод "Звезда", а в 1976 году — на должность его директора. Руководил предприятием 15 лет. При нем были отремонтированы 29 АПЛ. Завод постоянно наращивал свои производственные мощности, осваивал новые технологии. Большое внимание Вениамин Павлович уделял градостроительным проблемам. При его участии были построены многоэтажные жилые дома для работников "Звезды", поликлиника и другие объекты соцкультбыта, введен гидроузел.

Награжден четырьмя орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и Дружбы народов, а также медалями "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" и "Ветеран труда". Его имя носит улица города Большой Камень. 

Валерий Александрович Маслаков (1950 — 2001)
Годы руководства — 1991-2001.

Родился в 1950 году в Псковской области. Окончил в 1974 году Ленинградский кораблестроительный институт и в 1992 году — Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. После окончания института был направлен на Дальневосточный завод "Звезда". Работал помощником строителя, строителем кораблей, старшим строителем-ответсдатчиком. Занимал должность главного инженера. В самое сложное для завода "перестроечное" время был выдвинут на должность директора, сумел сохранить завод как государственное предприятие, обеспечить его заказами ВМФ, загрузить производство ремонтом и строительством судов гражданского флота. Под его руководством были внедрены уникальные технологии утилизации АПЛ, построен современный береговой комплекс выгрузки отходов ядерного топлива. Этот деятельный человек был убежден в грядущем благополучии своего предприятия и многое сделал для сохранения трудовых и культурных традиций коллектива "Звезды".

Валерий Александрович — почетный гражданин города Большой Камень, почетный машиностроитель Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации. Его имя носят средний траулер-морозильщик, построенный на заводе, и одна из улиц города Большой Камень. Трагически погиб 16 сентября 2001 г.

Юрий Петрович Шульган
Годы руководства — 2001-2008.

Родился в 1952 году в городе Хабаровске. В 1976 году окончил Дальневосточный политехнический институт имени В.В. Куйбышева, в 1994 году — Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. На Дальневосточный завод "Звезда" направлен после окончания ДВПИ. Начинал помощником мастера, с годами вырос до строителя кораблей, возглавил один из ведущих цехов завода, затем был выдвинут на должность главного инженера предприятия.

Став в 2001 году директором завода, Юрий Петрович многое сделал, для того чтобы сохранить его государственный оборонный статус, возродить прежние позиции в военно-промышленном комплексе государства. При нем завод получил заказ на ремонт подводных стратегических атомных крейсеров и АПЛ третьего поколения и с честью справился с этой задачей. В годы его директорства коллектив ФГУП "Звезда" освоил новые программы строительства и ремонта гражданских судов, зарубежных и отечественных заказов по объектам сахалинского шельфа, заключил договоры на международное сотрудничество с Японией и Канадой по утилизации вышедших из состава российского флота атомных подводных кораблей.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации и почетный судостроитель Российской Федерации Ю.П. Шульган удостоен ордена "За морские заслуги", медали "300 лет Российскому флоту" и медали имени академика В.П. Макеева.

Андрей Юрьевич Рассомахин
Годы руководства — 2008-2011.

Родился в 1959 году в городе Златоуст в семье железнодорожника. В 1978 году поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище радиомеханики имени А.С. Попова на гидроакустический факультет, после окончания которого служил на подводных лодках Тихоокеанского флота в качестве военного инженера электронной техники. Прошёл путь от инженера гидроакустической группы большой атомной подводной лодки до старшего помощника командира ракетного подводного крейсера стратегического назначения. Служил на АПЛ всех трех поколей. В звании капитана второго ранга в 1995 году уволился в запас. Заочно окончил Дальневосточную академию экономики и управления. Работал в администрации города. В ноябре 2007 года был принят на завод заместителем директора по гражданскому судостроению и судоремонту. В январе 2008 года был назначен исполняющим обязанности директора завода. После акционирования предприятия утвержден генеральным директором завода. Имеет государственные награды: медали "70 лет Вооружённых сил СССР" и "За безупречную службу" III степени.

Владимир Николаевич Аверин
Годы руководства — 2011-2013.

Владимир Николаевич Аверин имеет звание капитана 1 ранга запаса. В 1998 году был назначен на должность директора ГП "49 судоремонтный завод ВМФ". В 2001 году — на должность директора ФГУП "Северо-Восточный региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники Вооруженных сил Российской Федерации". В 2008 году избран на должность генерального директора ОАО "Северо-Восточный ремонтный центр". В сентябре 2010 г. В.Н. Аверин был назначен на должность исполняющего обязанности генерального директора ОАО "ДВЗ "Звезда".

При непосредственном участии Владимира Николаевича на заводе был заложен корпусообрабатывающий цех, который является основным звеном в цепи развивающегося на предприятии гражданского крупнотоннажного судостроения. Будучи специалистом в области атомных и энергетических установок, В.Н. Аверин обеспечивал техническую политику предприятия по проведению военного судоремонта, по строительству нефтемусоросборщиков-бонопостановщиков для ОАО "ДЦСС". При непосредственном участии В.Н. Аверина было обеспечено сопровождение ремонта и сдача в 2010 году АПЛ пр. 667 БДР зав. № 395.

В 1999 году награжден государственной наградой — орденом "За военные заслуги".

Юрий Анатольевич Фильчёнок
Годы руководства — 2014-2016.

Родился 10 сентября 1956 года. В 1978 году окончил Дальневосточный политехнический институт им. В.В. Куйбышева по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты". Начинал трудовую деятельность на заводе "Варяг" инженером-технологом, работал начальником технологического отдела, вице-президентом по внешнеэкономическим связям, заместителем генерального директора по маркетингу и развитию, техническим директором. С 2009 по март 2014 года работал в ОАО "ДЦСС" начальником департамента управления гражданскими проектами, заместителем генерального директора по производству.

В марте 2014 года Ю.А. Фильчёнок возглавил ОАО "ДВЗ "Звезда", обладая большим опытом работы и практическими знаниями в области теории управления судоремонтным производством.

Прирожденный организатор, умелый руководитель, профессионал высокого класса, Юрий Анатольевич, объективно оценив обстановку на предприятии, сразу нацелил коллектив завода на выполнение главной задачи — сдачу государственных оборонных заказов. И уже в декабре 2014 года ушел к месту базирования после восстановления технической готовности атомный подводный крейсер "Томск". В марте 2016 сдан ответственный государственный заказ — АПЛ проекта 971 "Кузбасс" (зав. № 516). Полным ходом шли работы еще на 5 государственных оборонных заказах: АПЛ "Магадан", "Рязань", "Иркутск", "Челябинск" и "Омск".

Награждён медалью "300 лет Российскому флоту", благодарственным письмом администрации городского округа Большой Камень, почетной грамотой губернатора Приморского края, орденом Дружбы.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 43 (455) от 09.11.2017 г.

Подготовлено редколлегией газеты Приморского регионального отделения СоюзМаш России

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно