Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 января, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Во все времена — на передовой

Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года № 1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с петровских времен до наших дней.

Инженерные войска верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853-1856 годов, под Порт-Артуром и на полях Первой мировой войны.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы русского оружия. Так, в XIX – начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.

Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы того времени: Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.

Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712 году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.

Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец, фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалились.

Во время Севастопольской обороны в 1854-1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000-1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце XIX – начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящен труд военного инженера Константина Ивановича Величко "Инженерная оборона государств и устройство крепостей".

В конце XIX – начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые впоследствии выделились в самостоятельные войска.

Генерал Карбышев

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов инженерные войска участвовали во всех фронтовых операциях, которые разворачивались на полях сражений. Командовали частями такие герои, как Дмитрий Михайлович Карбышев – русский, советский военный инженер, генерал-лейтенант инженерных войск (1940), профессор, доктор военных наук, Герой Советского Союза (1948, посмертно). Окончил Сибирский кадетский корпус (1898), Николаевское инженерное училище (1900). Участник китайского похода (1900-1901), выполнял специальные инженерные задания в Фынхуанчене и Ляоне. Заведовал подрывным и телеграфным классом Восточно-Сибирского саперного батальона.

В Русско-японской войне 1904-1905 гг. обеспечивал действия войск при преодолении Сандалинского и Гаутулинского перевалов и переправах через реки Ляохэ и Маятададацзыхэ, участвовал в боях под Фучжоу, Кайчжоу, Дачапу, Тишичао, Янтай, Сандепу. Командовал отрядом гелиографистов. Награждён пятью орденами и тремя медалями. С 1907 года — командир 3-й роты Владивостокского крепостного сапёрного батальона, принимал участие в дооборудовании передовых позиций и строительстве других сооружений крепости. Работники предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, знакомы с этим уникальным памятником истории, сохранившимся до настоящего времени. О том, как проходили экскурсии в этом уникальном сооружении, на своих страницах рассказывала наша газета.

Карбышев показал блестящие знания в военно-инженерном деле. В 1911 году за дипломный проект крепости и форта он получил премию имени генерала Кондратенко. Служил в крепости Брест-Литовск.

Во время Первой мировой войны, будучи дивизионным инженером, он занимался инженерным оборудованием позиций русских войск в Бескидах, руководил осадныПо достоинству труд славных энергетиков "Звезды" был оценён в прошедшем году. В их числе — Д.Г. Манакин, П.М. Кушнарёв, В.В. Колесов, Д.А. Максименко, А.А. Елгин, С.В. Чернякова, Р.Е. Серебренников, А.Г. Остапенко, А.В. Васильев, А.В. Шпилёв, О.Ю. Ананьев, В.Е. Мрыхин, В.И. Сапронов, Н.А. Ракита, В.В. Жевтун, Р.Н. Масловский, В.А. Резанов. За многолетний безупречный труд и в честь праздника Дня энергетика, который отмечался на предприятии, работники разных подразделений получили почётные грамоты и благодарности с выплатой единовременного материального поощрения.ми работами под Перемышлем, участвовал в строительстве Киевского тылового оборонительного рубежа. С декабря 1917 года – отрядный инженер Красной гвардии в Могилёве-Подольском. В Гражданскую войну – инженер Коллегии по инженерной обороне государства (март-август 1918 г.). Участвовал в строительстве Симбирского, Самарского укреплённых районов. Начальник-инженер 5-й армии, помощник начальника-инженера Южного фронта. В 1921-1923 годах Карбышев – на ответственных должностях в штабе Вооружённых сил Украины, Крыма, Украинского Военного округа. Председатель Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) (1923-1926). Начальник кафедры Военной академии им. Фрунзе (1926). Помощник начальника кафедры тактики высших соединений по инженерным войскам в Военной академии Генштаба. Основные труды – по военно-инженерному искусству и военной истории.

Участвовал в разработке операции по преодолению линии Маннергейма (1940), в инженерном оборудовании новой западной границы СССР. В начале Великой Отечественной войны, выходя из окружения севернее Могилёва, получил тяжёлую контузию и попал в плен (август 1941). До 1945 года находился в фашистских концлагерях (Острув-Мазовецки, Замостье, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Маутхаузен), активный участник подпольного движения.

Сохранилась характеристика советского военнопленного Дмитрия Михайловича Карбышева, выданная в Берлине в 1943 году высшему руководству гестапо Главной квартирной инженерной службой вермахта. Вот её содержание: "Этот крупный советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался насквозь заражённым большевистским духом, фанатически преданным идее верности, воинскому долгу и патриотизму…". Особым распоряжением его направили в концлагерь, не сделав скидок на звание и возраст. Причиной стало то, что генерал так и не поддался на уговоры гитлеровского командования перейти на их сторону. Казнён в лагере Маутхаузен. Сегодня здесь у входа расположен монумент из белого мрамора, напоминающий собой ледяную глыбу, из которой как бы вырастает мужская фигура со скрещенными руками на груди и гордо поднятой головой. Рядом мемориальная доска с надписью: "На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии, Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович. 1880-1945. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него всю одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб…"

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 2 (464) от 18.01.2018 г.

Подготовил Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно