Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
06 июля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Десятилетний юбилей

. Автор - Андрей Кузнецов

Автор фото — Андрей Кузнецов

27 июня 2008 года с заводского аэродрома на летно-испытательной станции совершил первый полет вертолет Ка-52. Это был самый первый вертолет Ка-52, полностью изготовленный в ПАО ААК "ПРОГРЕСС".

История создания вертолета Ка-52 сложна и многогранна. Все началось на 20 лет раньше, когда Военно-воздушные силы заказали Министерству авиационной промышленности боевой вертолет. В то время ВВС уже использовали боевые вертолеты – это были вертолеты Ми-4, Ми-8, Ми-24. Но это было не то… Вертолеты Ми-4 и Ми-8 создавались как транспортные вертолеты для перевозки грузов и пассажиров. А вертолет Ми-24 – уже как боевой, но ему было задано иметь грузовую кабину для транспортировки и высадки с режима висения или после посадки восьми десантников. Безусловно, такой универсализм, адаптация транспортных вертолетов в транспортно-боевые и внесение в конструкцию боевого вертолета дополнительных возможностей для транспортировки десантников не позволили создать истинно боевой вертолет. Согласитесь, что универсальный инструмент всегда хуже специального, предназначенного для решения конкретных задач.

Все тонкости творчества и производства вертолетов Ка-50 я опущу. Однако, несмотря на победу в сравнительных испытаниях и принятия его на вооружение, на нашем предприятии было выпущено всего 10 вертолетов Ка-50. В этот период в АО "Камов" был построен и проходил заводские испытания вертолет Ка-52, а на нашем предприятии шло создание двухместной кабины вертолета Ка-52. Степень подобия конструкции вертолетов Ка-50 и Ка‑52 была очень высокая и составляла более 70 %. Поэтому было принято решение взять недостроенный вертолет Ка‑50, отстыковать от него одноместную кабину и пристыковать двухместную кабину вертолета Ка-52.

Технических трудностей с достройкой вертолета Ка-50 в варианте Ка-52 и его комплектацией было немало. Но все они были преодолены, и в июне 2008 года вертолет Ка-52 был передан на летно-испытательную станцию. Помогла высокая унификация конструкции вертолетов Ка-50 и Ка-52, большое сходство в составе оборудования. Приехали специалисты АО "Камов", смежники с предприятий-разработчиков и изготовителей оборудования, и вертолет стал двигаться по технологической цепочке, приближаясь к своему первому полету.

Что такое первый полет первого вертолета, построенного на предприятии, предназначенном для серийного производства воздушных судов? Это очень важное событие. В новом вертолете сосредоточен труд десятков и сотен тысяч людей. Ведь это не только труд заводчан, это и труд десятков предприятий-разработчиков, работников смежных предприятий, создание эксплуатационно-технической документации по вертолету в целом и по его составляющим элементам оборудования и систем. Это труд, связанный с проведением десятков, если не сотен различных наземных и летных испытаний опытного вертолета его агрегатов и систем, это получение разрешения на первый вылет нового вертолета.

Поэтому неудивительно, что на это торжественное событие собираются руководители, причастные к созданию вертолета. Приехал генеральный конструктор Сергей Викторович Михеев, руководители управляющей компании АО "Вертолеты России", командующий авиацией ВВС России, руководители Минпромторга России. На летно-испытательную станцию был открыт организованный доступ работников предприятия. Это не просто торжественное событие – это праздник, это новая ступень, на которую поднялся "Прогресс", это новая веха в его истории, это перспектива на дальнейший рост и процветание предприятия и стабильность в городе Арсеньеве.

Вертолет рождался долго и нелегко в стране с рухнувшей экономикой. В истории авиастроения были случаи, когда за время создания воздушного судна оно просто морально устаревало, и запуск его в производство был неприемлем, потому что появлялись более совершенные конструкции самолетов и вертолетов, способные лучше решать поставленные задачи.

К вертолету Ка-52 это не относится. В него был заложен такой технический, интеллектуальный и концептуальный потенциал, что он ни за время создания, ни за время десятилетнего производства не только не устарел, но и не раскрыл всех своих возможностей. Уникальный вертолет, который опередил свое время на 20–25 лет.

И вот наступает установленное время. Зрители заняли отведенные для них места. Запуск двигателей, раскрутка несущего винта до рабочей частоты вращения, включение бортовых генераторов. Взлет с отведенной для взлета площадки, перемещение на площадь летного поля для обзора зрителям.

Вертолет, пилотируемый заслуженными летчиками-испытателями России из АО "Камов" Александром Сергеевичем Папаем и Юрием Владимировичем Тимофеевым выполнил программу первого полета над летным полем аэродрома. Спокойно, без "показухи" – висение над летным полем, развороты на висении, перемещения на висении в стороны, вперед и назад, разгон с набором высоты, разворот, снижение с небольшим пикированием, висение и заход на посадку. Праздник состоялся, можно было подойти к вертолету, сфотографироваться, посмотреть на летчиков-испытателей и авиационных специалистов, которые в очередной раз облегченно вздохнули – все прошло штатно.

А потом проводились государственные совместные испытания. Длились они до конца 2012 года, а на "Прогрессе" параллельно выпускали вертолеты для Военно-воздушных сил России. Праздник закончился, начались производственные будни…

«Прогресс Приморья», № 26 (488) от 06.07.2018 г.

Андрей Кузнецов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно