Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 июля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Атакуют морские «соколы»

Если есть "соколы" земные – военные летчики, то наверняка должны быть и морские. И они есть, поскольку более столетия существует такой род войск – морская авиация ВМФ. И работа у лётчиков непростая и очень рискованная. Неслучайно к ним с огромным уважением и профессиональным почтением относятся летчики "наземные", тоже отнюдь не робкого десятка. 17 июля они обязательно поздравят своих летающих коллег с днем рождения Морской авиации ВМФ России.

Наверняка никого не удивит тот факт, что появлением своим морская авиация обязана военным морякам. Именно они первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи флота. И опять же неслучайно первое в мире предложение исходило от морского офицера – капитана корпуса инженеров флота Льва Мациевича. 23 октября 1909 года в своей докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Любопытно, что большинство авиационных терминов в России тогда имели ярко выраженный флотский акцент – воздухоплавание, воздушный флот, пятый океан. Даже тяжелые самолеты именовали не иначе как кораблями.

Ждать ответа, как водится в России, пришлось долго. Только в 1911 году в стране стала зарождаться гидроавиация. Причем если поначалу самолеты закупались за границей, то уже в 1913 году были сформированы первые авиационные подразделения (в составе Балтийского и Черноморского флотов) исключительно из отечественных гидропланов конструкции Григоровича М-5. При этом наша летающая лодка по своим летно-техническим характеристикам заметно превосходила зарубежные образцы.

Поначалу морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море. Появился в России и первый авианосец. На специально переоборудованном корабле "Орлица" базировались гидросамолеты Григоровича М-9, укомплектованные пулеметами и способные нести бомбы. 17 июля 1916 года четыре самолета с "Орлицы" провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь. Этот день – 17 июля 1916 года, день первой победы в воздушно-морском бою русских морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 года в Российском флоте появились все предпосылки, чтобы превратить морскую авиацию из вспомогательной в одну из основных сил флота. Увы, царское правительство этого сделать не успело. Зато успели пришедшие к власти большевики. В ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек активно действовали отечественные гидросамолеты. Тогда же началось и создание новых формирований морской авиации. Так, 27 апреля 1918 года стал Днем рождения авиации Балтийского флота, 3 марта 1921 года – авиации Черноморского флота СССР, 4 апреля 1932 года – Тихоокеанского, а 18 августа 1936 года – Северного флотов.

В 20-е и 30-е годы прошлого столетия для морской авиации была разработана и своя стратегия на случай войны – морским летчикам отводили задачи по поддержанию и прикрытию сухопутных войск и объектов тыла от ударов с воздуха. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. Поскольку морской авиации тогда отводилась второстепенная роль, парк пополнялся лишь гидросамолетами, а летные кадры готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.

Триумф морской авиации пришелся на 30-е годы, когда из морских летчиков была скомплектована полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить. Но особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 году. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия – звания Героя Советского Союза. Именно морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому была вручена Золотая звезда Героя за номером один.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась. Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 года первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной вой­ны авиация Военно-Морского Флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов. Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них – Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков – дважды.

Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой, на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. На флоты открытого моря – Северный и Тихоокеанский – поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Комплектовались самолеты и радиобуями производства завода "Дальприбор", сегодня входящего в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, превосходившие по эффективности обнаружения ПЛ вероятного противника все мировые аналоги. Еще более расширились боевые возможности морской авиации СССР после вхождения в состав Военно-Морского Флота противолодочных крейсеров "Москва" и "Ленинград", авианесущих крейсеров "Киев", "Минск" и "Новороссийск".

Морская авиация в настоящее время является одним из основных и самых манёвренных родов сил ВМФ, способных решать практически любые задачи. Причем как во взаимодействии с другими родами войск, так и самостоятельно. Без участия авиации сегодня невозможно представить морской флот. Асов, сумевших покорить две стихии – морскую и воздушную, по праву считают элитой элит. И они каждый день подтверждают справедливость этой высокой оценки.

Стоит сказать, что первым космонавтом тоже мог стать морской летчик, выпускник Ейского военно-морского авиационного училища капитан Григорий Григорьевич Нелюбов. Обладатель удостоверения "летчик-космонавт СССР" за номером 3 готовился к первому полету в космос, был вторым дублером Ю. А. Гагарина. Записавший с ним и с Г. Титовым обращение к партии и народу. Слова "…понимая ответственность задачи, я сделаю всё, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. Сейчас до старта остаются считанные минуты..." могли прозвучать и в его исполнении, в случае срочной замены космонавта № 1.

«Прогресс Приморья», № 27 (489) от 13.07.2018 г.

Михаил Твёрдый

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно