Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 сентября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Кузница инженерных кадров Дальнего Востока

Продолжение. Начало в № 28

Инженерная школа ДВФУ, входящая в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, на разных этапах своего развития претерпела немало структурных изменений.

Несмотря на переименования, суть её остаётся неизменной – подготовка квалифицированных инженеров для предприятий Дальневосточного региона. Вовсе не случайно в год 100-летнего юбилея Инженерной школы – бывшего ДВПИ им. В. В. Куйбышева, выпускники, прибывая в свою родную альма-матер, вспоминают былое.

Разные поколения студентов, преподавателей и сотрудников университета творили и продолжают ежедневно творить историю старейшего в России высшего учебного заведения, одним из выпускников которого является Евгений Алексеевич Гнездилов. Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России публикует очередную главу, подготовленную автором к столетнему юбилею вуза.

Дальнейшие десятилетия

Рекомендации и настояния С.  Ю. Витте нашли отражение в преподавании большого количества экономических дисциплин в Восточном институте для студентов всех отделений: "Общими для всех учащихся в институте предметами изучения служат: общая и коммерческая география Дальнего Востока в связи с историей торговли, английский язык, политическая экономия, основы государственного строя, основы гражданского и торгового права" (ст. 7 "Положение о Восточном Институте"). А на экономическом отделении дополнительно преподавались курсы статистики, счетоводства, товароведения.

В Положении о Восточном институте было подчеркнуто, что это "высшее учебное заведение, имеющее целью подготовлять учащихся в нём лиц к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях восточно-азиатской России и прилегающих государств (Положение о Восточном институте. ЛИВИ‑1900-T1 c. 81). Уже это подтверждает социально-экономическую направленность преподаваемых знаний в институте.

Соответствовали этой направленности и темы "отчетных работ" студентов Восточного института. Так, профессором Н. И. Кохановским были предложены студентам следующие (1916 год) темы: "Возникновение, организация и результаты деятельности кооперативных товариществ разного рода", "Миграция населения. Пребывание переселенцев, прочность оседания их, экономическое положение и условия жизни их", "Общее развитие и состояние торгово-промышленной деятельности и иных отраслей деятельности в изучаемом районе".

Студенты Восточного института, выполняя поставленные перед ними задачи, "систематически направлялись в обязательные ежегодные командировки на средства из казны или Попечительского совета института". В том числе и в соседние страны. "С 1900 по 1903 годы было командировано в Китай, Японию, Корею и другие страны Востока 50 офицеров-слушателей Восточного института". Ряд отчётов студентов о практике публиковались затем в "Известиях Восточного института".

Соответствующей была и последующая деятельность выпускников института: банки, управления железных дорог, почтамты, дипломатические учреждения, военные ведомства и др., что свидетельствует о верно выбранной социально-экономической направленности образования и языковой подготовке.

Второй этап развития экономического образования в техническом университете (тогда еще ДВПИ) Владивостока включает период 1991–2011 г. г. Группа энтузиастов-преподавателей во главе с ректором ДВПИ Г. П. Турмовым и первым деканом Е. А. Гнездиловым, опираясь на свой многолетний опыт экономического образования инженеров, приступила в 1991 г. к подготовке экономистов в сотрудничестве с Государственной академией управления (ныне Государственный университет управления). Весной 1991 г. было получено согласие Минобразования СССР, а в сентябре 50 студентов первыми, на всем Дальнем Востоке, приступили к обучению по новой специальности (06.02), которая тогда носила название "менеджмент (экономика и управление производством)". И первые три выпуска специалистов 1996–1998 годов получали диплом с квалификацией "экономист-менеджер". Из 50 первых абитуриентов 25 были направлены на обучение по договору с администрацией города Находка.

То есть приоритет начала подготовки экономистов-управленцев в Приморском крае и на Дальнем Востоке для производственных предприятий принадлежит Дальневосточному политехническому институту им. В. В. Куйбышева (затем – Дальневосточному государственному техническому университету – ДВГТУ).

Именно названием специальности того времени ("экономика и управление производством") объяснялся выбор администрацией ДВПИ этого нового направления. Политехнический институт в течение многих десятилетий готовил инженерные кадры для всех предприятий Дальнего Востока и имел с ними самые тесные связи. Поэтому и преподавательский состав кафедр нового факультета экономики и менеджмента более чем наполовину состоял из специалистов, имевших опыт работы на производстве и ученые степени.

В подготовке инженеров всех специальностей экономико-управленческим дисциплинам отводилась немалая часть – до 15–20 % всего учебного времени (экономика отрасли, организация и управление производством, специальный раздел в дипломном проекте с технико-экономическим обоснованием принятых решений, курсовая работа, практика и консультации). Но дисциплины этого профиля не были в числе приоритетных в инженерном обучении, что впоследствии сказалось на неготовности значительной части производственного корпуса инженеров понять и принять новые экономические условия в стране, сложившиеся к началу 90-х годов в России.

Открытие в 1991 году новой для края и региона специальности было первоначально осуществлено на базе кафедры Экономики, организации и управления строительством ДВПИ. А в решении Ученого совета института от 29.05.1992 года и приказе ректора № ОВ‑23 от 29.06.1992 года было определено: "с целью реализации программы по гуманитарной подготовке в ДВПИ специалистов в области социально-гуманитарных и экономических наук: 1) реорганизовать с 1.06.1992 г. факультет гуманитарной подготовки в факультет экономики и менеджмента (ФЭМ), присвоив ему для машинной обработки по подсистемам АСУ – ВУЗ индекс "У"; 2) утвердить структуру факультета в следующем составе: 2.1) отделение социологии, социальной работы и гуманитарной подготовки в составе кафедр: философии (С. Е. Ячин), истории отечества и мировой культуры (Е. Ю. Кудинова), политологии и правоведения (В. В. Поляков), социологии и социальной работы (С. Б. Головачев); 2.2) отделение экономики и управления в составе кафедр: экономических теорий (Р. А. Назарук), микроэкономики (А. И. Глушков), экономики и управления производством (Е. А. Гнездилов), иностранных языков (Е. Я. Городецкая); 3) назначить с 1.09.92 года деканом факультета доц. Е. А. Гнездилова".

Таким образом, в ДВПИ было положено начало двум направлениям социально-экономического образования (1991 год – экономика и управление производством и 1992 год – социальный менеджмент, социальная работа).

Факультет быстро рос. Расширялся круг специальностей экономического направления: 1995 год – "информационные системы в экономике", 1997 год – "экономика и управление на предприятии (энергетики, 1998 год – на предприятиях машиностроения, 1999 год – "экономика труда", 2000 год – "Антикризисное управление", 2001 год – "национальная экономика".

Необходимо отметить, что в кадровом отношении факультет изначально формировался с довольно высоким потенциалом ученых – экономистов и практиков, которые в предшествующие годы работали на производстве, а затем осуществляли экономическую подготовку студентов всех инженерных специальностей технического университета.

Например, кафедра экономической теории (ранее – политэкономии) была в ДВПИ с 1956 года. Первым заведующим кафедрой был доцент П. А. Былков. Затем – доценты Б. Н. Талалаев, Н. И. Салазко, З. И. Беликина.

Кафедра Экономики производства основана в 1951 году первый заведующий – А. Б. Бойцов – руководитель крупного предприятия в Приморье. Кафедра меняла свое название. Её возглавляли В. С. Коровин, Ю. И. Неделько, Л. Е. Кульга, Ю. Г. Трубников, А. И. Глушков, В. А. Осипов.

Преподавательский состав с учеными степенями и званиями в области экономики составлял в 1992 году практически 70 %. Часть из них впоследствии перешла в другие университеты города, где стали также открываться аналогичные специальности. В период 1995–1999 годов некоторые из этих специальностей появились в новых филиалах ДВГТУ (Приморский край, Камчатская и Сахалинская области). Таких филиалов было шесть. При открытии в 1991 году специальности "менеджмент: экономика и управление производством" главным для ДВПИ был вопрос о содержании учебных планов и программ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, определяющим направленность учебного процесса, необходимый объём и уровень знаний, от которых зависит будущая профессиональная пригодность специалистов в области экономики и управления. В те годы ещё не был разработан и утверждён государственный образовательный стандарт на большинство специальностей высшего экономического образования. На основе консультаций с ведущими отечественными университетами (Государственная академия управления, ИНХ им. Плеханова) и зарубежными (Япония, США), имевшими опыт подготовки экономистов-менеджеров, был составлен учебный план (впоследствии утверждённый в головном вузе), в основу которого были положены четыре "блока" дисциплин, определяющих структуру необходимых знаний: дисциплины математической и информационной подготовки; фундаментальной и профилирующей экономической подготовки; дисциплины правовой и общегуманитарной подготовки; дисциплины менеджмента (управленческой подготовки).

Большое внимание уделялось дополнительной подготовке по английскому языку. При этом принималось во внимание, что в обучении экономистов-менеджеров важнейшую роль играет не только приобретение знаний, но и подготовка их к определенным видам практической деятельности (аналитической, информационной, организационной и др.), развитие у них определенных профессиональных качеств, необходимых им в этой работе (вариабельное мышление, коммуникабельность, креативность и т. п.).

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 35 (497) от 07.09.2018 г.

Евгений Гнездилов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно