Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 октября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Работа продолжается

. Автор - Светлана Макаренко

Автор фото — Светлана Макаренко

В начале октября на базе Арсеньевской авиакомпании "Прогресс", лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, состоялось очередное заседание Координационного совета по вопросам взаимодействия предприятия с филиалом Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в городе Арсеньеве. По традиции, в нем приняли участие председатель совета, заместитель управляющего директора ААК "Прогресс" по управлению персоналом Евгений Викторович Макаров, ведущие специалисты авиакомпании, представители учебного заведения, в том числе вновь назначенный директор филиала Сергей Викторович Дубовицкий, а также специалисты учебно-методического центра города Арсеньева.

На этот раз на повестке дня стояли пять вопросов. По первому из них – о трудоустройстве молодых специалистов и организации практики в ПАО ААК "ПРОГРЕСС" – докладчиком выступил Евгений Викторович Макаров: "В этом году практику на предприятии прошли 633 человека, 608 из которых – студенты ДВФУ. В их числе – 245 человек, получающих высшее образование, 11 студентов Инженерной школы ДВФУ и 352 студента, обу­чающихся по программам среднего профессионального образования. Основные специальности, которые мы затрагиваем – это "авиастроение", "конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств", "самолето— и вертолетостроение", "производство летательных аппаратов", "технология машиностроения" и ряд других.

Кроме того, у нас налажены партнерские связи и с другими учебными заведениями страны. В частности, в этом году на предприятии проходили практику 15 студентов из Иркутска – это десять магистрантов кафедры Приборостроения Иркутского государственного университета путей сообщения и пятеро студентов Иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации, обучающихся по специальности "Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования".

Для прохождения практики, которая длилась от 2,5 до 6 месяцев, в подразделениях предприятия были созданы рабочие места. Также студентам старших курсов была предоставлена возможность трудоустройства в ААК "Прогресс" на полставки. В этом году ей воспользовались 20 студентов арсеньевского филиала ДВФУ, которые успешно совмещали учебу с работой на предприятии. Более того, за девять месяцев этого года в авиакомпании были трудоустроены на постоянной основе 25 молодых специалистов, а с теми из них, кто имеет дефицитные для предприятия специальности, было заключено 13 соглашений.

Евгений Викторович отметил также, что организация практики для более чем 600 человек – это достаточно серьезная нагрузка на профильные службы авиакомпании: "Организация рабочих мест – это трудоемкий процесс, ведь необходимо соблюсти существующие нормы охраны труда и техники безопасности, уделить студентам внимание, время, заинтересовать в специальности и убедить вернуться на предприятие".

В контексте данного вопроса Евгений Викторович Макаров добавил, что на протяжении последних лет предприятию удается удерживать первенство и в вопросе трудоустройства школьников на период летних каникул. Безусловно, это также сопряжено с большим объемом работ, выстраиванием отношений с надзорными органами, значительными финансовыми выплатами, из-за чего многие ведущие предприятия края не берут на себя ответственность по трудоустройству школьников. Но Арсеньевская авиакомпания "Прогресс" занимает принципиально иную позицию, понимая, что сегодняшние учащиеся – это завтрашние молодые специалисты. Ребята, со своей стороны, с большим энтузиазмом относятся к возможности заработать в период летних каникул, а те из них, кто посещает технический и инженерный классы авиакомпании, получают еще и дополнительные практические знания и навыки.

Возвращаясь к теме трудоустройства на предприятии, заместитель заведующего кафедрой самолето— и вертолетостроения филиала ДВФУ Светлана Ивановна Боровкова уточнила, будет ли "Прогресс" в ближайшей перспективе принимать на работу студентов старших курсов филиала.

"На сегодняшний день, исходя из имеющихся заключенных контрактов, мы не можем позволить себе увеличивать штат сотрудников, – разъяснил Евгений Викторович Макаров. – Но в ближайшее время у нас должно появиться понимание дополнительной загрузки предприятия на последующие годы, исходя из которого можно будет говорить о трудоустройстве по профильным специальностям. Это вопрос времени".

Альтернативным решением данного вопроса, которое можно реализовать уже сейчас, может стать ротация уже работающих на предприятии студентов и тех, кто стремится влиться в ряды авиастроителей.

"По роду своей деятельности на предприятии я тесно сотрудничаю со студентами нашего филиала, среди которых достаточно много активных ребят, успешно проявляющих себя не только в учебе, но и в общественной жизни, – рассказала ведущий специалист службы управления персоналом ААК "Прогресс" Ирина Анатольевна Клочкова. – В то же время не все трудоустроенные на предприятии студенты справляются с возложенными на них обязанностями. Поэтому было бы правильно заменить их на тех студентов, которые готовы плодотворно работать без ущерба учебе, и наоборот".

Со своей стороны, Евгений Викторович добавил, что работа со студентами является для предприятия одним из приоритетных направлений: "Для них это отличная возможность получить практические знания на базе реально действующих цехов, лабораторий, с использованием современного оборудования и передовых технологий. К сожалению, местный филиал университета не обладает достаточной материальной базой, поэтому практика на производстве чрезвычайно важна как для самих ребят, так и для нашего предприятия, которое заинтересовано в обученных, высококлассных специалистах. И именно поэтому, когда шла речь о закрытии филиала ДВФУ в Арсеньеве, мы неоднократно поднимали вопрос о том, что делать этого категорически нельзя: только здесь, в непосредственной близости к производству, студенты могут получить весь спектр необходимых знаний, от теоретических до практических".

Далее члены совета обсудили не менее важный вопрос повестки дня – стратегию развития филиала ДВФУ в городе Арсеньеве в сотрудничестве с ПАО ААК "ПРОГРЕСС". Несмотря на то что новый директор филиала вступил в свою должность не так давно, он уже успел обозначить стратегическую цель филиала, о чем и доложил на состоявшемся совещании.

"В течение пяти лет на базе филиала ДВФУ в Арсеньеве должен быть сформирован один из ведущих в России научно-инновационно-образовательных центров в области самолето— и вертолетостроения и смежных профессиональных направлений, – рассказал Сергей Викторович Дубовицкий. – Иными словами, ядром направлений подготовки как среднего профессионального, так и высшего образования я вижу именно это направление, причем в неразрывной связи с заводом "Прогресс". Что касается смежных профессиональных направлений, здесь я предполагаю межотраслевую связь, где одновременно пересекаются инженерные и экономические, или, например, инженерные и естественнонаучные специализации. Филиал не должен ограничиваться моноспециальностью, поскольку это чревато риском разрушения финансовой устойчивости, что мы в какой-то степени сейчас и наблюдаем. Кроме того, нам необходимо наладить полный цикл образовательного процесса, включая магистратуру, аспирантуру и докторантуру. Безусловно, сегодняшними ресурсами этого не достичь, но пути развития уже намечены, и мы будем двигаться к этой цели".

Сергей Викторович добавил также, что, в соответствии с намеченной стратегией развития, к 2023 году должно появиться больше талантливых выпускников школ и вузов Дальнего Востока России и стран АТР, поступающих на конкурсной основе на программы филиала.

"Нам необходимо расширять географию филиала, а это станет возможно в том случае, если мы начнем давать действительно качественное образование в интеграции с практикой, – отметил директор учебного заведения. – Для этого нам необходимо обеспечивать студентам возможность практического применения своих знаний, чтобы они могли креативить, экспериментировать, ошибаться. Только тогда они смогут не просто высококлассно воспроизводить уже существующие технологии, но и предлагать собственные инновационные идеи. А для того чтобы у студентов была возможность их апробации, нам необходимо в ближайшее время создать достаточную материальную базу, что также является одной из первоочередных задач".

Еще одним важным моментом для повышения привлекательности филиала Сергей Викторович считает академическую мобильность, подразумевающую возможность студентов какую-то часть периода обучения проходить в других вузах страны и, возможно, за рубежом. Другим принципиальным моментом стратегического развития учебного заведения на ближайшие годы, по мнению нового руководителя, является повышение конкурентоспособности научно-педагогических работников и педагогических позиций филиала на внешних академических рынках.

"Я планирую плотно заняться повышением квалификации преподавателей, в частности буду отправлять их за пределы города и края, чтобы они могли перенять передовые методические наработки. Моя мечта – чтобы наши преподаватели были востребованы, и чтобы другие вузы страны приглашали их читать лекции и делиться опытом", – поделился Сергей Викторович.

В завершение своего выступления он отметил, что современная жизнь стремительно меняется, и если раньше технологический виток составлял около 20 лет, то сейчас эта цифра сократилась вдвое. Иными словами, получив образование, максимум через 10 лет выпускник будет обладать уже не актуальными знаниями, а историей этих знаний. Ответом на этот вызов времени, по мнению руководителя филиала, может стать глубокое взаимопроникновение образовательного и научно-производственного технологических процессов на основе интеграции ресурсной базы филиала и его якорных партнеров.

Переходя к третьему вопросу – об актуальных производственных вопросах ПАО ААК "ПРОГРЕСС" в дипломных и курсовых проектах студентов филиала, – Ирина Анатольевна Клочкова напомнила, что на прошлом заседании представители филиала озвучили предложение подготовить силами ведущих специалистов завода список актуальных производственных тем, которые могли бы быть раскрыты студентами в ходе работы над курсовыми и дипломными проектами. Часть специалистов предприятия идею поддержали, перечень вопросов был подготовлен и передан в филиал.

"Мы ознакомились с представленными темами, все они достаточно интересные и актуальные, – отметила Светлана Ивановна Боровкова. – Со своей стороны, наши студенты под руководством преподавателей рассмотрят их с теоретической точки зрения и подготовят свои решения озвученных вопросов. Но нам не хотелось бы, чтобы они оставались только на бумаге. Возможно ли выделить по каждой работе куратора со стороны предприятия и провести апробацию представленных решений на производстве?"

После недолгих обсуждений члены совета сошлись на том, что озвученное предложение имеет место быть, но для принятия решения специалистам предприятия необходимо видеть готовый теоретический материал. Только после этого можно будет назначить куратора и оценить, возможно ли опробовать предложенное решение с использованием той материально-технической базы, которая существует на "Прогрессе".

Четвертый вопрос повестки был посвящен работе инженерного класса.

"Наш совместный проект "Инженерный класс" существует уже второй год, – рассказала директор учебно-методического центра Елена Павловна Уточкина. – По итогам первого года обучения мы провели анкетирование среди ребят, которое показало, что мы движемся в правильном направлении. Все учащиеся очень довольны обучением, особенно им нравится практика на предприятии, работа с молодыми специалистами, мастер-классы, изучение инженерных специальностей, посещение университетов, 3D моделирование, черчение. Кроме того, ребята просят усилить физику, в связи с чем у нас предложение к представителям филиала университета – организовать для школьников подготовительные курсы по данному предмету. Это не только было бы полезно самим ребятам, но и повысило бы их лояльность к филиалу ДВФУ в Арсеньеве".

Елена Павловна добавила также, что, кроме успехов в учебе, ребята из инженерного класса проявляют себя и в общественной жизни. Например, учащиеся 11-го класса очень достойно выступили на состоявшемся недавно форуме машиностроителей города, где в составе команд заняли призовые места в различных состязаниях.

"Более того, ребята взяли на себя ответственность и лично защищали на форуме проекты, подготовленные совместно со студентами филиала и специалистами машиностроительных предприятий города, причем сделали это вполне успешно, проявив свои лидерские качества и ораторские способности, – добавила Елена Павловна. – Хочется отметить, что прошедший слет явился для них мощной мотивацией к дальнейшей работе, поэтому в следующем году мы планируем привлечь к участию в данном мероприятии и десятиклассников тоже".

По информации специалистов учебно-методического центра, на сегодняшний день в 11-м инженерном классе обучаются 12 человек. В 10-й класс было зачислено 19 человек, все дети очень серьезные, с высоким средним баллом. Причем в обоих классах есть представительницы прекрасного пола.

"Что касается десятиклассников, мы предлагаем посвятить их в инженеры на нашем совместном открытом мероприятии "Эра инженеров", которое состоится в середине октября, – озвучила свою идею Елена Павловна Уточкина. – А сертификаты об окончании инженерного класса одиннадцатиклассникам можно будет вручить по итогам года на едином выпускном в ДК "Прогресс" с участием управляющего директора авиакомпании Юрия Петровича Денисенко".

Также специалисты учебно-методического центра высказали предложение провести городское собрание для родителей учащихся технического и инженерного классов и всех тех, кто заинтересован в том, чтобы его ребенок получил профильное инженерное или техническое образование. Присутствующие единогласно поддержали идею, определив основные темы, которые должны быть затронуты на встрече: цели и задачи инженерного и технического классов, возможность целевого обучения, особенности сдачи ЕГЭ по профильным предметам и ряд других. Кроме того, был определен круг приглашенных спикеров, в число которых вошли управляющий директор "Прогресса" Юрий Петрович Денисенко и директор филиала ДВФУ в Арсеньеве Сергей Викторович Дубовицкий, а также назначена предварительная дата собрания – середина ноября.

Возвращаясь к текущим вопросам, слово взяла Ирина Анатольевна Клочкова. "Программа инженерного класса разбита на два года. Вновь набранные десятиклассники в этом году обучаются по уже проверенной и скорректированной с учетом возникших ранее замечаний программе. Основные ее блоки – это черчение, компьютерное моделирование и мастер-классы с участием молодых специалистов предприятия, – отметила ведущий специалист службы управления персоналом ААК "Прогресс". – Программу второго года мы только запускаем. Сейчас у учащихся 11-го класса идет первый модуль – "Общая конструкция вертолета". Далее по намеченной программе обучения ребята должны погрузиться в проектную деятельность по заводской тематике, в ходе которой в составе групп под руководством закрепленных за ними студентов должны будут провести научно-исследовательскую работу и впоследствии защитить свой проект перед экспертной комиссией, чтобы получить сертификаты об окончании инженерного класса. Эта работа должна начаться в ближайшее время, но на сегодняшний день перечень тем так и не определен. Я призываю вас уделить этому вопросу должное внимание и как можно скорее предложить свои темы для проектов ребят".

В завершение встречи члены Координационного совета обсудили вопросы из категории "Разное": итоги состоявшегося форума машиностроителей города, масштабную Всероссийскую профориентационную акцию "Неделя без турникетов", которая по традиции пройдет в третью неделю октября, ежегодное профориентационное мероприятие "Эра инженеров", совместную с филиалом ДВФУ научно-практическую конференцию "Молодежь XXI век" и ряд других.

Хочется отметить, что с каждой встречей заседания Координационного совета становятся все более продуктивными, а сотрудничество завода "Прогресс" и арсеньевского филиала ДВФУ – еще более тесным и плодотворным. Хочется верить, что эта тенденция сохранится и впредь.

«Прогресс Приморья», № 40 (502) от 12.10.2018 г.

Светлана Макаренко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно