Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 декабря, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Меньше слов – больше дела

В прошлом номере газета "Прогресс Приморья" рассказывала о расширенном заседании Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, на котором были подняты вопросы о мерах поддержки оборонно-промышленного комплекса Приморья.

По пути диверсификации

Напомним, в обсуждении участвовали, в частности, представители власти, руководители промышленных предприятий и организаций края, члены Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Наиболее горячий спор вызвал вопрос создания Фонда поддержки промышленности Приморского края, который является актуальным для приморских предприятий ОПК. Фонд предполагает целевое финансирование проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции с импортозамещением и экспортным потенциалом, а также на техническое перевооружение конкурентоспособных производств.

Сегодня мы рассмотрим все точки зрения участников, высказанные на заседании, которые касаются этого, столь важного для всех оборонщиков Приморья, вопроса. Рассмотрим, какие механизмы финансирования предприятий в период диверсификации производства есть у власти, как и в каком объеме можно воспользоваться финансами и подходят ли эти предложения предприятиям ОПК. Мы приведём в пример опыт ОПК других регионов, где находят различные варианты решения вопросов финансирования гражданских проектов. Об этом и многом другом читайте ниже.

Наедине с гособоронзаказом

"Мы понимаем, что сегодня край активно развивается, привлекаются новые инвесторы, и все, кто приходят с инвестициями в наш край, имеют достаточно солидные преференции, – сказал, открывая заседание, управляющий директор ПАО "Арсеньевская авиационная компания “ПРОГРЕСС”", председатель Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Юрий Денисенко. – Те предприятия, которые исторически работают на территории Приморского края, остались наедине с гособоронзаказом, который периодически корректируется. Сейчас, когда конъюнктура гособоронзаказов до 2022 года существенно снизилась, наши предприятия находятся в сложном экономическом положении, и поэтому вопрос, как быть в текущей ситуации, как работать в период до 2022 года, остается открытым. Этот период я обозначаю, потому что в государственной программе 2022 года идет увеличение по всем направлениям военной техники. И как мы пройдем этот период, сохраним ли трудовые коллективы, рабочие места, технический состав для того, чтобы предприятия были мобильными, трудоспособными, могли адаптироваться в том числе и к рыночной экономике, зависит от многих факторов". Юрий Петрович подчеркнул, что задача Президента по диверсификации производства понятна, но механизмы ее решения не отработаны, и в первую очередь – на уровне региона.

Между Сциллой и Харибдой 

Но обратимся к первооснове проблемы. Из проекта закона Приморского края о промышленной политике, в разработке которого принимал участие Юрий Петрович Денисенко и где изначально было прописано создание фонда поддержки промышленности, была удалена статья, позволяющая Администрации Приморского края оказывать поддержку предприятиям ОПК. Этот раздел убрали, объяснив, что с деньгами плохо, но если они появятся, можно будет доработать закон, создав фонд. А статья была очень простая: разрешается поддержка оборонно-промышленных предприятий и – никаких обязательств. 

Как рассказал руководитель аппарата комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Приморского края Геннадий Медведев, над концепцией закона думали долго, однако результат был таков: в первом чтении законопроекта вычеркнули три статьи, одна из которых – возможность создания фонда поддержки предприятий, другая – об ОПК. "Говорить о том, надо ли создавать фонд, нет смысла, – считает теперь Геннадий Владимирович. – С точки зрения законодательства, принцип, по которому законодательная власть отклонила эти статьи, был прост: нам дано право создания фонда – мы такое право брать не хотим. Я пытался убедить департамент финансов в том, что это базовый закон. Но в основе лежит право, законодатели должны очертить права исполнительной власти, а исполнительная власть должна согласиться". 

Между тем стоит рассмотреть один спорный юридический момент, который необходимо учитывать всегда, – под какое законодательство подпадает оборонная промышленность. Так, если сейчас будет создан региональный фонд поддержки без оговорки о разрешении поддержки предприятий ОПК, он все равно не будет распространяться на предприятия оборонной отрасли. Потому что ОПК, по сути, – это не полномочия Администрации края, а полномочия федеральных органов власти. Но если речь идет о диверсификации на гражданскую промышленность? В этом случае, считает Юрий Петрович Денисенко, должна быть учтена возможность использования этих фондов для решения специальных инвестиционных задач – развития нового продукта гражданского назначения. 

"Изобретать ничего не надо, нужно позаимствовать опыт коллег, – говорит руководитель представительства госкорпорации "Ростех" в Приморском крае, член Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Полусмак, проанализировавший ситуацию в других регионах России. – В 60 регионах фонд есть, в Екатеринбурге он функционирует наилучшим образом".

Все к федералам

Однако на момент начала заседания и. о. директора департамента промышленности Приморского края Алексей Пикалов не считал создание фонда для предприятий крупного бизнеса, представляющих основу экономики края, необходимостью. Алексей Анатольевич утверждал, что нужды в создании регионального фонда нет, поскольку работает Фонд поддержки промышленности Российской Федерации, в котором можно получать финансирование. По его мнению, вообще вопрос не в том, в каком виде будет существовать поддержка, будет ли это называться Фондом или это будет гарантия губернатора или, возможно, департамент зай­мется совместной работой с каждым из руководителей оборонных предприятий в отдельности, так как "задача всех региональных фондов – притянуть федеральные деньги". Разделяй и властвуй… 

"Сегодня на федеральном уровне существует 119 мер поддержки промышленных предприятий, – говорил он, проводя презентацию Государственной информационной системы промышленности gisp.gov.ru – И каждый из вас может найти себя там в той или иной степени. Десятки предприятий получают федеральную поддержку". 

Алексей Анатольевич рассказал о существовании Гарантийного фонда Приморского края, центрах поддержки экспорта, малого и среднего бизнеса. "Есть механизмы, позволяющие малому и среднему бизнесу обратиться за помощью, получить финансирование, – рассказал и. о. директора департамента промышленности. – В принципе, деньги есть, но 250 миллионов на 350 проектов – я считаю, для вас это ничто. Исходя из этих мыслей создание регионального фонда развития промышленности, который курировал бы наш департамент, не есть цель". 

Алексей Анатольевич внес уточнение о том, что фонды, которые существуют сегодня в регионах, оказывают минимальное прямое финансирование предприятий. "Либо это очень маленькие объемы средств, либо эти фонды созданы для того, чтобы обеспечить свою региональную долю от привлечения федерального финансирования для этих предприятий", – доказывал он. 

А раз так, как рассказывает и. о. директора департамента, то почему бы не разработать систему софинансирования: 10 миллионов предприятие получает от субъекта, 20 – от Федерации? Но нет: "Сегодня все те меры, которые дает Министерство промышленности и торговли, адресные – напрямую предприятию, и они не предполагают софинансирование субъекта, – говорит Алексей Пикалов. – Только две меры сегодня идут через субъект – это субсидии на создание инфраструктуры особых экономических зон и субсидии на региональную программу в области промышленности, которых сегодня, к сожалению, у нас нет. Но есть масса мер государственной поддержки".

Батальоны просят рубля

"А кто-нибудь пробовал получать поддержку?" – задал, в свою очередь, вопрос присутствующим руководителям оборонных предприятий первый заместитель председателя – руководитель аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаил Колтович. "Да, нам пообещали в фонде развития предприятий 600 миллионов – дали 40, остальное мы вложили сами", – говорит председатель совета директоров ПАО "Варяг", член Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Евгений Николаевич Леонов. 

"Наше предприятие проходит путь получения субсидии в Минпромторге. Требуется большое количество документов, прохождение экспертных советов, – поделился своим опытом Юрий Петрович Денисенко. – И в конечном счете полученные средства не являются бюджетными, хотя они и выгодны. Это возвратные деньги. На три года они выдаются под 1 %, а свыше трех лет – ставка 5 %. Суммы – от 50 до 750 миллионов, но на эти деньги должен получиться окончательный продукт. И у каждого директора в связи с этим есть риски. Мы оформляем деньги под проект Ка‑62 – гражданский вертолет. Сегодня он еще на рынок не выведен, так как машина еще не доведена до рыночных требований и находится предварительных испытаниях. И до самого последнего этапа мы не застрахованы от каких-то негативных моментов. Но деньги в проект уже будут вложены. Конечно, если выпускать менее наукоемкие продукты, будет попроще, можно без страха в ФРП заходить и получать деньги". 

"А у нас совершенно другая проблема, – рассказал начальник организационного департамента АО "Восточная верфь" Виктор Соломин. – Мы имеем заказ до 2024 года – строительство малых ракетных кораблей, и мы знаем, что эти МРК у нас купят по контракту. Но финансирования для строительства этих МРК нет вообще – ну, что такое 100 тысяч рублей? Первый год – 100 тысяч рублей, второй – тоже. У нас есть разрешение на использование коммерческих кредитов, но коммерческие кредиты сегодня идут от 9,5 % до 10 %. Мы сегодня по старому заказу платим примерно 400 миллионов в год одних только процентов". 

Кроме того, Виктор Владимирович отметил, что руководство "Восточной верфи" уже посмотрело все формы федеральной поддержки, и, по его мнению, из 119 мер единственно возможная – поддержка по модернизации, изменению структуры предприятия, но там одно условие – объем не менее 5 миллиардов рублей. Однако опыта получения поддержки по модернизации у предприятий региона на сегодняшний день нет.

…а проценты будут выше

"Наш региональный операционный офис, который находится в Приморском крае, на протяжении последних пяти лет очень активно работает с Гарантийным фондом Администрации края, объем гарантии по нашем офису ежегодно колеблется от 350 до 500 миллионов. Это что касается малого предпринимательства, – сказал управляющий РОО "Владивостокский" Филиала банка ВТБ Александр Вялков, разъясняя принципы работы с предпринимателями после выступления о коммерческих кредитах Виктора Владимировича Соломина. В данном случае речь идет о фонде, учрежденном Администрацией Приморского края, который предоставляет банкам поручительство по кредитам, запрашиваемым малым и средним бизнесом. – Что касается крупных проектов ОПК, то они находятся в формате решения нашего московского, головного, офиса. Для решения вопросов финансирования крупного инвестиционного бизнеса будут работать специализированные департаменты. Вопросы финансирования всех холдингов – на уровне рассмотрения Москвы". 

Александр Леонидович сказал, что вообще как кредитно-финансовое учреждение ВТБ предлагает кредитные программы не столько для финансирования ОПК, сколько для граждан – например, специальные ипотечные программы. Тем не менее он заверил, что банк в финансировании ОПК участвовать собирается. Кроме того, он пообещал удобные условия по минимизации финансовых потерь предприятия, учитывая текущие и среднесрочные контракты. 

Но если край предоставляет гарантии для малого бизнеса, возможно, он мог бы посодействовать и большому? С такой инициативой выступил Владимир Викторович Соломин: "У меня предложение к Законодательному Собранию Приморского края. Можно ли предусмотреть в бюджете края гарантии оборонным предприятиям под коммерческие кредиты? Потому что банки говорят: будут у вас гарантии субъекта Федерации – мы вам кредиты в три раза уменьшим, с 9 до 3 %. Если гарантии муниципалитета – в два раза ниже ставка, субъекта – в три, а если Федерация поручилась – до 1 %. У меня предложение, чтобы рассмотрели отдельную статью по гарантиям". 

Однако Александр Леонидович Вялков дал однозначный ответ: о 3 % речи идти не может.

Малый, но наукоемкий

"В наших интересах поддержать развитие малого и среднего предпринимательства, потому что это позволит снять социальную напряженность, поскольку наш крупный бизнес с учетом гособоронзаказа "плавает", мы вынуждены трансформироваться из одного вида в другой, активизироваться, высвобождая людей. Но если бы вокруг были малые и средние предприниматели – промышленники, мы могли бы людей переводить с одного технического производства в другое, и все спокойно бы жили. Но вокруг нас малое и среднее предпринимательство развивается только в сфере купи-продай. А поддержки для тех, кто хотел бы заниматься производством промышленного продукта, менее наукоемкого, чем мы делаем, – этого нет", – сказал Юрий Петрович Денисенко, подчеркивая необходимость создания фонда и акцентируя внимание присутствующих на том, что этот фонд мог бы работать также в поддержку малого и среднего предпринимательства, развивающегося именно в сфере промышленности. 

Но каким образом можно было бы сформировать малые производственные объединения? Ведь это задача непростая. Однако варианты есть. Сегодня есть поручение Президента, данное им на ВЭФ, о создании инжинирингового центра в ДВФУ по разработке наукоемкой продукции. Есть холдинги, которые должны непосредственно участвовать в реализации этого проекта, в том числе холдинг "Вертолеты России". 

Создается специальный фонд по развитию инжинирингового центра, закладывается он с помощью специальной управленческой структуры в одном из банков. Предприятия вносят деньги, банк гарантирует 7 % доходности по этим вкладам, и эти 7 % работают на развитие инжинирингового центра. Эти деньги, выведенные с оборонного предприятия, находятся там, никуда не деваются, и, если предприятие видит, что их проект не двигается, и ничего не получается, оно в любое время может забрать деньги из этого фонда. 

Но одно дело, когда предприятие, вносящее деньги в этот фонд, местное, – оно может самостоятельно и оперативно принимать решения, какие фонды формировать. И совершенно другое дело – предприятие, которое входит в холдинг, госкорпорацию – "Вертолеты России", "Ростех". Механизм создания фонда, выделения денег из бюджета в этом случае весьма сложный: это наблюдательные советы, обоснование мотивации, показатели проекта. Решение всех вопросов, разумеется, затягивается.

Девять лет одиночества

"Ростех" – компания, 75 % предприятий которой – оборонные. Они находятся в 60 регионах России, и везде эти фонды есть. А мы только три года рассуждаем, а еще шесть лет готовили закон, потом приняли усеченный", – высказал свое мнение Александр Иванович Полусмак, подчеркнув, что в крае существует 17 программ, законодательно подкрепленных и профинансированных на 2013–2018 годы, но программы развития промышленности нет. 

"Две недели назад, когда Администрацией составлялся перечень программ, которые будут действовать с 2019 года, наш департамент подавал обращение в адрес департамента финансов и вице-губернатора, чтобы внесли программу развития промышленности, – сказал Алексей Анатольевич Пикалов. – Но департамент финансов вычеркнул ее, сказав, что сегодня между Приморским краем и Министерством финансов существует некое соглашение, в соответствии с которым субъект не имеет права принимать нормативно-правовые акты, которые увеличивают расходную составляющую. Потому что наш регион – дотационный". Вот и все.

Мы ждем перемен

Что же получается? Вот 17 госпрограмм существует – нет программы развития промышленности. Нет и, вероятно, не будет. Вроде деньги есть в федеральном фонде, и их можно, наверное, взять. Но ведь нужно обеспечить рынок тем продуктом, который будет реализован на эти 5 миллиардов. "Если вы привлечете 5 миллиардов, вы должны четко понимать, как вы потом будете отчитываться о 5 миллиардах с учетом ключевых показателей проекта, – анализирует ситуацию Юрий Петрович Денисенко. – У промышленников проблема обеспечить реализацию в условиях края, Дальнего Востока, где численность населения невысокая и потребительские свойства достаточно низкие, где высокие тарифы". 

Поэтому Юрий Петрович считает, что закон о промышленной политике Приморского края нужно дорабатывать – вводить статью об ОПК и фонде. Должны быть обозначены люди, которые будут отвечать за реализацию этого закона, должна быть информационная база. 

"Мы за создание фонда, единственное – все-таки с небольшой ремаркой: это не фонд, который будет вас финансировать, потому что сегодня в крае нет достаточных денег, – резюмировал позицию Администрации края Алексей Анатольевич Пикалов, подчеркнув, что бюджет физически не в состоянии выделить деньги, соответствующие тем оборотам, которые есть у каждого из присутствующих руководителей. – Это фонд, который обеспечит ваше взаимодействие с федеральными органами власти". 

Алексей Анатольевич отметил, что исполнительная власть готова помогать в получении средств из федерального бюджета, но абсолютно всем помочь не получится. Также он пообещал Приморскому региональному отделению Союза машиностроителей России организовать встречу с представителями департамента регионального развития. 

Таким образом, вопрос создания фонда и формы его функционирования до сих пор остается открытым. Присутствующие сошлись во мнении о необходимости составления проекта решения и передачи его в Законодательное Собрание и Администрацию Приморского края, а также лично главе региона Олегу Кожемяко для внесения поправок в закон о промышленной политике, который должен работать, и работать в том числе в поддержку приморских предприятий оборонно-промышленного комплекса.

«Прогресс Приморья», № 48 (510) от 07.12.2018 г.

Илья Кисегач

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно