Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 апреля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Приморье в Санкт-Петербурге представили достойно

С наградами вернулись из поездки в Санкт-Петербург на XIII Открытую юношескую научно-практическую конференцию "Будущее сильной России – в высоких технологиях" участники из Приморья. ДВФУ представляли Максим Дзяман и Никита Камаев, Иван Уваров – Уссурийское суворовское военное училище, а Владимир Лынов выступил от филиала НВМУ (Владивостокское ПКУ). О победе ребят на отборочном этапе к этим соревнованиям редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" рассказывала ранее. Сегодня гости редакции – Владимир Лынов и Максим Дзяман, их научные руководители и наставники.

12 апреля ребята выступили на конференции, показав высокие результаты. Напомним, эта научно-практическая конференция как наиболее массовая форма привлечения подростков к научно-техническому творчеству и исследовательской деятельности проводится с 1973 года в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург). Организаторы конференции – Акционерное общество "Научно-производственное предприятие “Радар ММС”", Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" (ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"), при поддержке Комитета по образованию, комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга и Северо-Западного банка ПАО "Сбербанк".

Десятилетия идут, но цели и задачи с поправкой на время остаются прежними. Сегодня одним из важнейших факторов развития страны является развитие кадрового потенциала научных и производственных организаций. Для этого необходим постоянный приток в сферу исследовательской деятельности талантливой молодежи. Мировой и отечественный опыт показывает, что для решения этой проблемы необходима системная работа, предусматривающая раннюю профориентацию и привлечение молодежи, начиная со школьного возраста, к участию в выполнении реальных исследований и экспериментов.

Лодочка, плыви… быстрее!

Восьмиклассник Владимир Лынов выступил с докладом "Лодка на солнечных батареях" в номинация "Техника", в которой было 25 участников. "Мы думали, что на выступление дадут по десять минут, но нас ограничили пятью минутами, и некоторые участники сразу выбыли: не смогли раскрыть тему за пять минут, – рассказывает нахимовец. – Я откорректировал текст, и мне удалось уложиться в пять минут, и после доклада у судей вопросов практически не возникло. Хотя других участников они просто закидывали вопросами. Мне задали всего один вопрос: зачем были все эти изменения?".

Поскольку лодка должна быть безопасной, по техрегламенту она имеет множество особенностей, которые замедляют ее ход. Ребята приняли семь изменений, чтобы улучшить характеристики. Был плоский нос, форшпигель, – они убрали одну деталь и сшили вместе листы, и лодка стала обтекаемой. Изменили длину моторной стойки, что помогло избежать аварийных ситуаций. Совместно с ДВФУ разработали винт и напечатали его на 3D принтере, винт стал более мягким, благодаря чему создается меньше завихрений. Проделали отверстия в шпангоутах.

"У наших наставников большой опыт, они знают, что нужно для того, чтобы лодка плавала, они подсказали, что сделать, в каком направлении мыслить", – с благодарностью говорит Владимир Лынов.

"Начали мы работать в ноябре прошлого года, закончили осенью, – рассказывает о процессе педагог дополнительного образования филиала НВМУ (Владивостокское ПКУ) Владимир Анатольевич Вазеров. – Была куча идей. Ну, вот лодку все-таки сделали. В прошлом году мы поехали с готовой лодкой, которая, тем не менее, в воде не была. Все ошибки в ходе соревнований были выявлены: это надо было сделать так, а это – вот так. Учитывая опыт уже проделанной работы, можно было на конкретном примере и продемонстрировать детям принципы остойчивости, и объяснить ход инновационных идей, и соответствующим образом переделать лодку. Поэтому когда в сентябре нам прислали лодку из Великого Новгорода обратно, мы быстренько все перепилили за две недели. Посмотрев на неё после этого, решили пойти на глобальную модернизацию: изменить центровку, пилота посадить в нос, чтобы, насколько возможно, уменьшить смачиваемую поверхность. Нам важны каждый миллиампер и каждая секундочка. Тут немножко, там чуть-чуть. На данный момент в лодке изменять уже нечего, если тема получит развитие, надо делать другую конструкцию. Сейчас мы готовимся испытать лодку – на майские праздники мы ее будем обкатывать на озере Чан г. Владивостока, так что приглашаем желающих посмотреть на это действо. И в 20-х числах мая должны будем отправить ее на чемпионат в Казань на “Солнечные регаты”".

Кроме Владимира Анатольевича, научное руководство проектом осуществлял также педагог дополнительного образования НВМУ (Владивостокское ПКУ) Андрей Владимирович Книжников.

"У нас эта лодка заняла первое место во VI Открытом ведомственном конкурсе инновационных проектов “Инженеры и изобретатели” – это мероприятие проходит каждый год среди воспитанников образовательных учреждений МО РФ; номинация – тоже “Техника”, – рассказывает начальник лаборатории технических средств обучения из отдела образовательных инновационных технологий филиала НВМУ (Владивостокское ПКУ) Ольга Александровна Абрамчук. – Соревнования проходят между военными училищами России. Эта лодка путешествует везде, постепенно совершенствуясь".

Владимир Лынов полон впечатлений от поездки в Санкт-Петербург. Это его первое посещение города на Неве, и Северная Пальмира ему очень понравилась. "Приятно осознавать, что много школьников твоего возраста пытаются внести вклад в науку и в будущее России, – говорит нахимовец филиала НВМУ (Владивостокское ПКУ). – До этого я никогда не был на подобных мероприятиях. Думал, мы просто занимаемся для себя, а оказываются, организовываются целые соревнования. Мне дали диплом с номинацией “Для сильной России” и сертификат участника".

"Любое участие в научных конференциях – это бесценный опыт, и самое главное – это опыт публичного выступления, который можно приобрести только выступая перед большим количеством людей, – считает Владимир Анатольевич. – Пусть переволновавшись, но только так можно добиться успеха. По-другому никак. Можно сколько угодно долго здесь рассуждать, рассказывать, и лодку построить, но если нет опыта публичных выступлений – не донесешь до людей то, чем ты занимаешься, интересуешься".

"Если честно, мне понравилось выступать на публике, – признается Владимир Лынов. – Сейчас не могу в некоторых конкурсах участвовать, потому что я восьмиклассник, но с девятого класса смогу принимать участие во всех конкурсах, и буду придумывать новые проекты, и в следующем году опять постараюсь поехать в Санкт-Петербург на конференцию".

После училища Владимир планирует поступать в Военно-космическую академию имени А. Ф. Можайского. Нахимовец хочет стать летчиком или инженером, возможно, пойдет служить в морскую авиацию. "Пять баллов, которые Владимиру подарили за участие в конференции, очень понадобятся при сдаче ЕГЭ, – говорит начальник лаборатории технических средств обучения Ольга Александровна Абрамчук. – В Санкт-Петербурге участникам выдали сертификаты и дипломы, плюс им добавляются пять баллов при сдаче ЕГЭ. К слову, инженерные конкурсы и соревнования тоже считаются общероссийской олимпиадой".

Роботы – аппараты будущего

"Вообще наши ребята выступили хорошо, – отметил руководитель команды участников Николай Викторович Сураев. – Уровень там очень высокий. Участники выступали в библиотеке Александра III, и это накладывало свой отпечаток. Плюс слушателей много, только экспертов около 200 человек. Ребята посмотрели на студентов и курсантов вузов всей страны, сравнили свой уровень с уровнем других ребят по России, определили, к чему стремиться, как усовершенствоваться. Если на следующий год наши ребята поедут, нужно будет основательно подготовиться и уже более глобально подойти, с учетом всех факторов".

Второе место в разделе "Робототехника" на конференции занял третьекурсник Максим Дзяман из ДВФУ – вуза, Инженерная школа которого входит в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Это серьезный результат, ведь на конференции собрались ребята с самыми яркими, значимыми работами.

"Я выступал с разработанным нашей командой роботом, который получил название “Сокол тысячелетия”. Это телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, у которого есть особенность – изменяемый центр тяжести. Он может принимать любую ориентацию в пространстве и стабилизироваться".

Разработка в перспективе будет использоваться. Например, при обследовании затонувших судов. Для аппарата, который обладает высокой маневренностью и может стабилизировать любой угол, не составит труда маневрировать внутри корпусных конструкций судов, подводных лодок. Робот может использоваться для выполнения малых задач. Это малогабаритный аппарат смотрового класса, и его первостепенная задача – что-то осматривать, изучать. Он оснащен манипулятором, двумя рабочими поверхностями, куда можно устанавливать необходимую дополнительную нагрузку: толщиномеры или корзинку для забора грунта, буксируемое устройство. Но нужно, чтобы кто-то этим заинтересовался.

На сегодняшний день в активе студентов – приз за лучшую инновационную разработку от Объединенной судостроительной компании. Изначально робот строился для участия во Всероссийских соревнованиях по морской робототехнике, на которых разработчики робота заняли первое место в категории телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. Кроме того, на этих соревнованиях группа других ребят из ДВФУ заняла также первое место в категории автономных необитаемых аппаратов.

На соревнованиях нужно было продемонстрировать особенности аппарата, и именно тогда и родилась идея сделать особенный робот с изменяемым метацентром. Коллектив из девяти студентов ДВФУ во главе с тремя научными руководителями, один из которых – из ДВФУ, а два других – из Института проблем морских технологий ДВО РАН, полгода работали над проектом, начиная с весны прошлого года. Первые три месяца занимались проектированием, летом – непосредственно сборкой. Три научных руководителя возглавляли каждый свое отделение: программистов, электронщиков и механиков. Максим был в отделении программистов, руководил которым Антон Юрьевич Толстоногов, аспирант кафедры Автоматизации и управления ДВФУ.

В творческих планах Максима – совершенствование роботов. "В дальнейшем новые буду разрабатывать, но сейчас пока есть над чем поработать и в этом роботе, – делится студент. – Хотим продумать возврат аппарата на базу, то есть у него должны появиться элементы компьютерного зрения. В направлении гидроакустики хотим поработать – чтобы был полностью без проводов".

Максим Дзяман учится в Учебно-военном центре ДВФУ, получает два образования: гражданское и военное. Причем это специалитет. Потом ребят распределяют по контракту в военные заведения, где нужно будет отработать три года после окончания вуза. Накануне выдачи дипломов Министерство обороны присылает список. Его специальность – "ведение поисковых, аварийно-спасательных, водолазных и приемных работ". Таким образом, его дальнейшая трудовая деятельность будет связана и с работой за компьютером, и с поиском объектов под водой. Эта деятельность – на стыке наук. В дальнейшем, после истечения трех лет, Максим однозначно намерен посвятить свою жизнь подводной робототехнике. Но, вероятно, и Министерство обороны направит робототехника в береговую часть для работы по специальности. "Учиться мне очень нравится. Я не хотел поступать на обычную специальность, планировал подать документы в УВЦ, – улыбается юноша. – Как показала практика, мой выбор правильный. До поездки на эту конференцию участвовал в конференциях краевого масштаба, в выездных не участвовал. Впечатления от поездки только положительные. Держался я достаточно хорошо. В нашей секции не было много участников, поэтому время не регламентировали, но я изначально рассчитывал уложиться в 7–10 минут, и я это сделал".

Да, они сделали большое дело – достойно представили Приморский край на всероссийской конференции. "А мы здесь болели за ребят", – улыбается Ольга Александровна Абрамчук.

«Прогресс Приморья», № 16 (529) от 25.04.2019 г.

Елизавета Романовская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно