Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 ноября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Гордость отечественного авиапрома

Продолжение. Начало в № 37

22 ноября – 110-летие Михаила Леонтьевича Миля, гениального конструктора отечественных вертолётов. Продолжая серию публикаций о человеке, путеводной звездой которого был девиз "Жить, чтобы работать", редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывает о том, как трудились авиастроители над проектом боевого вертолёта Ми‑24.

Стоит сказать, что машина вступила в строй довольно быстро – буквально спустя год после принятия решения о её выпуске. Дело в том, что в ОКБ уже были готовы чертежи, а при сборке широко использовались агрегаты, отлично зарекомендовавшие себя в различных условиях эксплуатации вертолётов Ми‑6, Ми‑8, Ми‑14: втулка несущего винта, элементы трансмиссии, рулевой винт, гидросистемы. Агрегаты были дублированы, значительно увеличена их прочность. Рисуя в дневнике агрегаты вертолёта, Миль перечеркнул их и внёс пояснение: "Летать будет. Воевать не будет". Он имел в виду, что Ми‑24 предстоит работать в условиях боя. Значит, усилия при боевых разворотах должны быть иными, нежели у обычного вертолёта. По этой причине самые важные агрегаты – двигатели – были защищены бронёй, бронированной стала и кабина лётчика.

19 сентября 1966 года вертолёт совершил первый полёт, и естественно, на испытаниях присутствовал Михаил Леонтьевич. Стало ясно, что конструктор недаром назвал своё детище боевой машиной пехоты. Это и вправду была грозная сила. Подготовку к серийному производству и дальнейшую модернизацию, в ходе которой вертолёт получил новую кабину, в которой лётчики сидят друг за другом, выполнялись под руководством Марата Николаевича Тищенко.

Всего было разработано 17 модификаций Ми‑24. Вертолёты этого типа участвовали более чем в пятнадцати боевых конфликтах. Некоторые модификации Ми‑24 производят в России до сих пор. Немало таких боевых машин серийно выпущено с 1970 по 1990 годы в Арсеньеве на авиационном заводе, сегодня это ПАО ААК "ПРОГРЕСС", лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Неслучайно эта машина и боевые вертолёты "Ка", установленные на площадке заводского музея под открытым небом, наряду с другими марками машин, являют собой не только мощь, но и гордость отечественного авиастроения.

Важным является тот факт, что с появлением новых модификаций вертолётов над винтокрылыми машинами Ми‑1, Ми‑2, Ми‑4, Ми‑8, Ми‑10 работа никогда не прекращалась. В случае новой конструкторской мысли, облегчающей или вообще делающей полёт пилота значительно безопаснее, эти новшества без промедления устанавливались на машины. И вообще, вертолёты "Ми" предназначались как для военных действий, так и для мирной жизни. Их двойное назначение позволяло решать ряд важных задач. Транспортные вертолёты, например, обеспечивали комфорт при перелёте, салон машины был продуман и отделан до мельчайших деталей. Сфера применения этих вертолётов была настолько разнообразной, что, казалось, нет предела их применению. Судите сами. Вертолёты перевозили не только людей– само собой, –но и животных, попавших в беду при пожаре, наводнении, различную технику, дома. Был период, когда из одного населённого пункта в другой вертолётом доставляли мальков различных рыб. Мальки не выживали в прудовом хозяйстве, и требовалась срочная их перевозка в другие воды.

Существовал туристический воздушный маршрут в Москве. Гости столицы имели возможность за небольшую плату совершить полёт на вертолёте, полюбоваться куполами Кремля, Красной площадью, другими объектами культурного наследия страны. Часто прибегали к помощи вертолётов в период природных катаклизмов. Однажды весной река Енисей показала свой крутой нрав, выйдя из берегов. Нужно было срочно эвакуировать жителей домов из района подтопления. На помощь потерпевшим срочно выслали несколько вертолётов, которые прибыли на место наводнения и вывезли в безопасное место не только жителей, но и весь скот. Неоценимой была роль вертолётов в патрулировании и тушении пожаров. В СССР в лесных районах существовала служба лётных наблюдателей, которые базировались при малых аэропортах. Это были хорошо подготовленные молодые люди, отслужившие в армии, которые не только владели парашютом, но и умели спускаться к месту пожара по специальному канату. Они рубили противопожарные полосы и ликвидировали отдельные очаги возгорания, не давая распространиться огню на большую территорию.

Впрочем, вертолёты выполняли работу спасателей не только в стране, но и за рубежом. Скоростью, лёгкостью в полёте, маневренностью "Ми" восхищались везде. Сегодня эти машины продолжают выполнять сложные задачи, как в народном хозяйстве, так и в боевых условиях.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 46 (559) от 29.11.2019 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно