Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Атомный подводный флот

Атомный подводный флот является неотъемлемой частью Военно-морского флота России. Ему по историческим меркам всего ничего – более шестидесяти лет. И возник он не вдруг и не сразу, его созданию предшествовала длительная история подводного флота в России вообще.

В 1925 году народный комиссар по военно-морским делам М. В. Фрунзе провёл специальное совещание, на котором обсуждался вопрос, сможет ли наша страна без иностранной помощи строить современные подводные лодки. В результате было принято решение: начать постройку подводных лодок своими силами и средствами.

Накопленный опыт эксплуатации подводных лодок в период Русско-японской войны 1904–1905 годов, Первой мировой войны 1914–1918 годов, участие подводных лодок в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, послевоенное время ускорили строительство атомного подводного флота. К началу Великой Отечественной войны Советский Союз располагал 212 подводными лодками: 15 базировались на Северном флоте, 69 – на Балтийском, 47 – на Черноморском и 81 – на Тихоокеанском. Зачастую на рубках наносили цифры, означавшие число потопленных фашистских кораблей. В учебники военной истории вошёл рассказ о мужестве, проявленном экипажем подводной лодки Черноморского флота М‑32. В июне 1942 года она доставила в осажденный Севастополь боеприпасы и бензин. Не успев до рассвета полностью разгрузиться, корабль был вынужден лечь на грунт в бухте и оставаться там шестнадцать часов. Из цистерн главного балласта пары бензина поступали в отсеки. С трудом экипажу удалось запустить двигатель и выйти в море. Особенно результативными на завершающем этапе войны были действия подводников Балтики. 30 января 1945 года подводная лодка С‑13 под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско атаковала и потопила фашистский лайнер "Вильгельм Густлов". Через десять дней лодка торпедировала немецкий транспорт "Генерал фон Штойбен". На этих судах находилось около 10 тысяч фашистских солдат и офицеров, в том числе 1300 членов экипажей подводных лодок, огромное количество военной техники. Кроме уничтожения вражеских кораблей и транспортов подводные лодки ставили минные заграждения, вели разведку, перевозили людей, грузы и горючее. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали гвардейскими, а четыре из них – гвардейскими и краснознаменными. Около тысячи подводников удостоились государственных наград, а двадцать стали Героями Советского Союза.

После войны строительство дизель-электрических подводных лодок не прекращалось, однако в период холодной войны строительство атомоходов стало приоритетной задачей. Несмотря на развал СССР, подводный флот сохранился и уже в России получил своё дальнейшее развитие.

Создание новых подводных лодок в первом послевоенном десятилетии велось с учетом опыта войны, научных и технических достижений промышленности. Это были дизель-электрические лодки, вооружённые торпедным и артиллерийским оружием. По боевому предназначению подводные лодки новых проектов предусматривались двух типов: средние (морские) и большие (океанские) с повышенной автономностью плавания. За шесть лет и три месяца была построена первая советская подлодка с атомной энергетической установкой К‑3, получившая позже название "Ленинский комсомол". В июне 1962 года она прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса, где подводники установили государственный флаг СССР. В сентябре 1963 года, преодолев под ледяным куполом свой путь, экипаж атомохода впервые в истории всплыл точно на географическом Северном полюсе. В 1973 году вступила в строй атомная подводная лодка проекта 670, оснащенная новым видом оружия – ракетным комплексом "Аметист" с подводным стартом восьми крылатых ракет. В 1980-х в СССР было начато строительство крупнейших атомных подлодок проекта 941 "Тайфун". Баллистические ракеты, находящиеся на борту "Тайфуна", имели дальность полёта до 10 тысяч км. В 1985 году ВМФ принял на службу новые подводные лодки проекта 971 "Акула", предназначенные для поиска, обнаружения, слежения, уничтожения подводных или надводных ударных группировок, а также нанесения ударов по береговым объектам.

В девяностые годы в России после распада СССР ряд передовых подводных лодок были разрезаны на металл в рамках договора о разоружении. Из-за дефицита финансирования не хватало денег на текущий ремонт судов. Однако уже в 1996 году в Северодвинске была осуществлена закладка первого ракетного подводного крейсера 4-го поколения проекта 995 "Борей". В 2008 году первый "Борей", получивший имя "Юрий Долгорукий", вступил в строй флота. Второй и третий – "Александр Невский" и "Владимир Мономах" – приступили к несению службы в 2010 и 2011 году соответственно. В составе четырех флотов ВМФ России на 2015 год насчитывалось 76 подводных лодок разных типов. К 110-летию российского подводного флота в марте 2016 года была спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка "Великий Новгород". В сентябре 2017 года лодка из подводного положения в восточной части Средиземного моря дважды наносила удары крылатыми ракетами по объектам террористической группировки ИГИЛ в Сирии, уничтожив важные пункты управления, базы подготовки и бронетехнику террористов, принимавших участие в попытке захвата 29 российских военных полицейских на севере провинции Хама.

Сегодня строительство атомоходов и дизель-электрических подлодок движется параллельным курсом, что обеспечивает особую боеспособность ВМФ России.

Атомный подводный флот невозможно представить без предприятий ОПК, на которых трудятся судоремонтники, судостроители, специалисты по атомной энергетике, рабочие и инженеры. Именно они обеспечивают ремонт и обслуживание атомоходов. Одним из таких предприятий является Дальневосточный завод "Звезда", входящий в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. По это причине труженики предприятия вправе отмечать День атомного флота России. Им есть чем гордиться: подводники во всех морях и океанах неустанно несут боевую вахту, обеспечивая безопасность рубежей Родины во всех точках мирового океана. Корпус лодки скрыт в водных глубинах. И только экипаж подводной лодки знает о тех задачах, которые ставит перед ним командование. Можно не сомневаться: все задачи будут выполнены на отлично.

«Прогресс Приморья», № 49 (562) от 20.12.2019 г.

Владимир Круговой

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно