Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 июня, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В памяти Великая Победа

Независимость нашей Родины – это итог ратных подвигов тех, кто не щадя своей жизни защищал Отчизну от непрошеных врагов, гнал противников с земли русской, восстанавливал страну из руин, приумножал её богатства в мирное время. Россия всегда чествовала достойных наградами и званиями. Но для поколения военных лет самой достойной наградой является память о них в наших сердцах.

В разное время мне довелось встретиться со многими участниками Великой Отечественной войны и записать их воспоминания о тех героических годах, соприкоснуться со свидетелями с великой историей нашего государства.

Воевал на Курской дуге

Когда состоялась моя встреча с Михаилом Яковлевичем Грицуком, ему было 80 лет. Повод для встречи с ним был знаменательный – 60-я годовщина битвы на Курской дуге. Там 19-летний солдат получил своё боевое крещение.

Михаила призвали в армию в феврале 1943 года из города Уссурийска, где проживала его семья. К тому времени он окончил курсы шоферов. Его направили в гвардейский отдельный мотострелковый батальон. В состав батальона входили три пехотные роты, взвод пулемётчиков, разведрота и батарея пушек с машинами. Шофёром на одну из них и был определён Михаил. За его быстроходным "виллисом" закрепили пушку. С ней, родимой, он прошёл от Орла до Кенигсберга. Их маневренную батарею бросали на самые горячие и трудные участки фронта.

Лето 1943 года. Шёл ожесточённый бой за одну из деревень на Курском направлении. Лейтенант приказал узнать о положении дел в округе. Высокий бурьян, ничего не видно. Подъехали к окраине деревни, вдруг будто из-под земли появились два немца. Автоматные очереди пробили лобовое стекло, изрешетили машину. Михаил сумел вывести автомобиль с линии огня и спасти своих сослуживцев. Другой случай: Михаил неожиданно натолкнулся на немца, отставшего от своей части, и стал преследовать его. Немец спрятался в первом попавшемся доме. Когда Михаил вышиб дверь, немец дал очередь, но пули пролетели мимо. Следующие выстрелы были за советским солдатом.

Много неприятностей приносили немецкие артналёты, особенно шрапнельными снарядами. Из них разлетались свинцовые шарики, которые сыпались в окопы и траншеи. Укрыться от них было невозможно. Но никакие преграды не могли остановить русских солдат. Они шли вперёд, освобождая свою землю от фашистов. За отвагу, проявленную в боях на Курско-Орловской дуге, Михаил Грицук получил первую боевую награду – медаль "За отвагу".

Вспоминал фронтовик о напряжённых днях, когда пришлось форсировать Днепр, освобождать Киев. И в этих боях Михаил показал свою воинскую доблесть, за что также был награждён медалью "За отвагу". Правда, эта награда нашла своего героя только спустя 52 года.

Памятны были бои и в Восточной Пруссии, за которые у него третья медаль "За отвагу". А ещё – орден Великой Отечественной войны. Был Михаил Яковлевич и ранен, и контужен. Авиационная бомба угодила прямо в боевой расчёт, Михаил уцелел чудом, вернулся домой живым. Демобилизовали его из армии в 1947 году. Добросовестно и честно работал на "гражданке", сначала в Уссурийске, в Пограничном, потом – в авиакомпании "Прогресс", сегодня – лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в Арсеньеве. Михаил всегда стремился к знаниям, к учёбе. После армии пошёл в вечернюю школу, потом в техникум. Работая на заводе слесарем-сборщиком, поступил учиться в профессионально-техническое училище и окончил его на "отлично". Присвоили сразу пятый разряд. Добросовестный труд Михаила Яковлевича тоже отмечен наградами – медалью "За трудовую доблесть", орденом Трудовой Славы III степени, медалью к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Вся жизнь этого замечательного человека – это подвиг во имя мира, прекрасного будущего и достойной жизни на земле. Он был в рядах тех, кто шёл в атаку на врага, колесил фронтовыми дорогами, терял в боях своих товарищей и выжил всем врагам назло.

«Прогресс Приморья», № 14 (577) от 05.06.2020 г.

Галина Писарева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно