Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 января, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Воздушное аэротакси

К воздушному транспорту мы все давно привыкли. Аэропланы стали самолётами, геликоптеры, или вертолёты, сегодня способны взлетать и приземляться там, где это не под силу самолёту. Казалось бы, какой придумать летательный аппарат, что позволит преодолевать большие расстояния в более короткие сроки? И чем вообще можно удивить тех, кто утверждает, что всё уже изобретено? Однако появление новинок железнодорожного транспорта в наши дни способствуют и появлению новых видов необычных летательных аппаратов.

Как утверждают разработчики новинок, в России через десяток лет появятся летающие такси. Это будут такие машины, которым ни колдобины, ни дорожные пробки, ни водные преграды не страшны.

Один из руководителей рабочей группы Национальной технологической инициативы "Аэронет" Сергей Жуков уверен, что выпуск такого транспорта не за горами. Дело в том, что в мире существует свыше ста проектов данного направления, в их числе и российское проектное бюро.

"Что такое аэротакси? Это автоматически управляемый самолет, для которого нужны короткие взлётно-посадочные полосы в пределах города. Или вертикальная посадка, чтобы можно было сесть на плоскую крышу здания", – уточняет Сергей Жуков.

Заметим, в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС разработкой прототипа воздушного такси инженеры занимаются не первый год. Помимо электротяги аэротакси будет иметь подвижное крыло, а также возможность вертикального взлёта и посадки. После взлёта винты такого аппарата поворачиваются, и он летит, как обычный самолёт. Корпус летающего автомобиля со стальными осями изготовлен из полимерных материалов. Его вес составляет около 60 килограммов, а питание осуществляется литиевыми батареями. По данным разработчиков, опытный образец способен летать со скоростью до 200 км/ч. При этом серийная модель сможет разогнаться ещё быстрее – до 300 км/ч. Руководитель производственного отдела проекта Павел Косяков рассказал о машине следующее: "С нашей стороны требовалось произвести определённые детали и узлы, оснастку для композитного покрытия, а также собрать финальный вариант прототипа будущего аэротакси в масштабе 1:2. Аппарат управляется дистанционно. Взлёт, поддержание в воздухе и перемещение аппарата происходят за счёт четырёх "крыльев" в виде парных винтов, закреплённых на подвижных винтах, – таков эффект Бартини, названный в честь итальянского авиаконструктора".

Разработчики не сомневаются, что аэротакси будет иметь спрос. Потребность в перемещении по воздуху есть не только в крупных городах, скованных дорожными пробками, но и в сельской местности, где качество дорог далеко от идеала. Порой, когда необходима экстренная помощь больному, человек остаётся один на один со своим недугом, и помочь на месте ему нет возможности. Вот тут и придёт на помощь аэротакси. Понятно, что полёт на таком воздушном летательном аппарате требует безопасности. В этой части имеются некоторые вопросы. Ведущий аналитик экспертного центра "Движение безопасности" Елена Борисенко уверена, что необходимо разработать и создать нужную инфраструктуру для беспилотных транспортных средств, которая будет способна качественно предотвращать как случайные аварии, так и возможные злонамеренные действия. По её мнению, проект нуждается в проведении тщательных и качественных испытаний.

Сегодня основными средствами перемещения в воздухе являются самолёты и вертолёты. Однако выпуск конвертопланов и коптеров тоже становится актуальным. Новый летательный аппарат, над которым работают в НИТУ МИСиС "Кинетика", идут полным ходом. Он взял лучшее от вертолёта, но лишён некоторых недостатков традиционного летательного аппарата. Так, например, вертолётный винт имеет разную скорость набегающего потока воздуха и на всей длине его лопастей. У нового аппарата лопасти размещены по периметру вращающего цилиндра, что позволяет моментально менять вектор тяги. Если для посадки вертолёта необходима ровная площадка, то циклолёт сядет на наклонную плоскость и пристыкуется к вертикальной поверхности. Это позволит проводить спасательные операции как в горной труднопроходимой местности, так и в условиях плотной застройки в городской черте.

Глава научно-технического совета, заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований Виталий Давыдов резюмирует: "Демонстратор нового типа летательного аппарата, который станет маневреннее вертолёта и сможет садиться на наклонные вертикальные плоскости, будет создан в России в ближайшие два года". Пожалуй, у этого совершенно нового летательного беспилотника есть будущее.

«Прогресс Приморья», № 2 (608) от 22.01.2021 г.

Иван Таранов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно