Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Многоцелевой истребитель Су-30СМ

Окончание. Начало в № 25

В марте 2012 года был заключён контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией "Иркут" на поставку 30 Су‑30СМ в период до 2015 года. Как сказал при подписании контракта бывший в то время министром обороны Анатолий Сердюков, "предстоящее поступление в Вооруженные силы современных сверхманёвренных двухместных истребителей Су‑30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолёта позволят достичь более высокого уровня подготовки лётчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объёма закупок боевой авиационной техники нового поколения".

21 сентября того же года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт построенного по заказу российских ВВС истребителя Су‑30СМ. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель "ОКБ Сухого" Сергей Костин (командир экипажа) и штурман Павел Маловечко. Полёт продолжался два часа и прошёл без замечаний.

Второй серийный самолёт взлетел четырьмя днями позже, 25 сентября. И 22 ноября 2012 г. ОАО "Корпорация "Иркут" передала два первых многоцелевых истребителя Су‑30СМ в ВВС России. 5 декабря два новеньких истребителя совершили самостоятельный перелёт в Государственный летно-испытательный центр, расположенный в Ахтубинске Астраханской области. С этой даты начались поставки Су‑30СМ заказчику – Министерству обороны РФ.

Су‑30СМ – брат-близнец индийской модификации самолёта, который является базовой платформой тяжёлого многоцелевого истребителя, предназначенного для ВКС России. Су‑30МКИ выделяется среди своих собратьев и конкурентов универсальностью, реализованной в технологии "открытая архитектура борта", которая позволяет вводить в состав радиоэлектронного оборудования истребителя новые системы и применять управляемое вооружение даже иностранного производства.

Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радио­локатором с фазированной антенной решёткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Какие-же задачи способен решать Су‑30СМ? Это уничтожение современных и перспективных истребителей в операциях по завоеванию господства в воздухе, отражение массированных налётов разнородных сил противника, в том числе крылатых ракет, в ходе прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха. Боевая машина обеспечивает сопровождение ударных авиационных группировок в условиях массированного информационного и огневого противодействия противника, способна уничтожать наземные подвижные и стационарные цели в ходе решения задач изоляции района боевых действий, поражения объектов войск и тыла противника. Также Су‑30СМ может работать по надводным кораблям на океанских и морских театрах военных действий, противодействовать системам радиоэлектронной борьбы. Уникальная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой обеспечивает дальнее обнаружение целей, а развитая система связи и второй член экипажа позволяют истребителю осуществлять оперативное управление группой самолётов, выполняющих совместную задачу. Наличие второго пилота и дублирование органов управления самолётом дают возможность подготовки лётного состава с применением всей номенклатуры авиационного вооружения.

Су‑30СМ – первый в мире серийный боевой самолёт, обладающий сверхманёвренностью. Истребитель выполнен по аэродинамической схеме "триплан, неустойчивый в продольном канале". Для увеличения подъёмной силы и повышения манёвренности на самолёте установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полёта на больших углах атаки.

Ещё одна "изюминка" – силовая установка, состоящая из двух двигателей АЛ‑31ФП, оси которых расположены под углом 32° друг к другу. Дифференциальное отклонение на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15° в любом направлении двух осесимметричных сопел позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего манёвра сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.

Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.

Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счёт установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомлённости.

Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полёт по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

Боевая нагрузка Су‑30СМ общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески. Вооружение самолёта в сочетании с комплексом БРЭО обеспечивает поражение воздушных целей, в том числе с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою, успешное ведение упреждающих воздушных боёв на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.

Летом 2015 года в Великобритании во время совместных учений Exercise Indradhanush IV истребители Су‑30МКИ военно-воздушных сил Индии одержали верх над Eurofighter FGR4 Typhoon Королевских ВВС. В тренировочном сражении принимали участие по четыре "сушки" и "тайфуна". Официальных комментариев о результатах не было, так как победы или поражения сторон не предполагалось. Итог подвел руководитель группы индийских пилотов капитан Ашу Шривастав в неформальной, как сообщает The Independent, беседе с журналистами.

По словам командира, его подчиненные показали "исключительную производительность" в ближнем бою с британскими пилотами. Причём в нескольких ситуациях один Су‑30 успешно поражал две единицы FGR4.

Сделать это удавалось в основном за счёт сверхманёвренного режима, обеспечиваемого поворотными соплами двигателей Су‑30МКИ. Благодаря УВТ индийские пилоты при маневрировании могли выходить на большие углы атаки – до 70°. Возможности Eurofighter Typhoon в этом плане существенно ниже. Вдобавок на низких скоростях Су‑30 разворачивались по тангажу и крену гораздо быстрее противника.

Пилоты Королевских ВВС также признали, что у имеющихся у них истребителей преимущество по тяговооружённости (Typhoon – 1,13, Су‑30МКИ – 1,00) сходило на нет из-за показателей манёвренности "сушек", однако выразили уверенность, что самолёты "Сухого" были бы "менее успешными" в упражнениях большей дальности, с чем согласились их индийские коллеги.

Тем не менее следивший за учениями эксперт авторитетного специализированного издания Aviation Week Тони Осборн заявил, что Су‑30МКИ "в правильных руках несомненно способен дать мощный отпор серьёзному противнику".

Об этом в августе 2015 года писала "Российская газета" в своём специальном проекте "Русское оружие" (подробности по ссылке: http://rg.ru/2015/08/07/sukhoi30-site.html).

На вооружении ВКС России на конец 2015 года находилось не менее трёх Су‑30, 16 Су‑30М2 и 39 Су‑30СМ. ВМФ России по состоянию на август 2015 года имели в составе Черноморского флота восемь Су‑30СМ. В августе и сентябре 2015 года новые Су‑30СМ получила Морская авиация ВМФ России. 43-й отдельный штурмовой авиационный полк авиации Черноморского флота, дислоцированный на аэродроме Новофёдоровка в Крыму, пополнился пятью самолётами с бортовыми номерами 38, 39, 40, 41 и 42 "синий". А в октябре, ноябре и декабре 31-й истребительный авиаполк, дислоцированный на аэродроме Миллерово в Ростовской области, получил восемь самолётов Су‑30СМ с бортовыми номерами 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09 и 11 "красный". Также два Су‑30СМ с бортовыми номерами 03 и 04 "красный" были переданы в 929-й Государственный лётно-испытательный центр в Ахтубинске.

С 30 сентября 2015 года Су‑30СМ принимают участие в боевых действиях в Сирии против запрещённой в России террористической группировки ДАИШ. Истребители выполняют как задачи по сопровождению бомбардировщиков Су‑24 и Су‑25, так и самостоятельные – по уничтожению наземной инфраструктуры этой террористической организации.

«Прогресс Приморья», № 26 (632) от 16.07.2021 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно