Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 ноября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Вертолеты на постаменте: новая история

С момента установки в Арсеньеве нового необычного памятника вертолету отечественного оборонпрома прошло два месяца. Во всех отношениях необычный, он сразу же стал достопримечательностью города. Впрочем, по-другому быть просто не могло — не так много городов в России и мире может похвалиться… вертолетом на постаменте. Легендарный "летающий танк" Ми-24 стал не только украшением площади возле Дворца культуры "Прогресс", но и зримой благодарностью горожан боевой машине. Не будем забывать, что "Прогресс", являющийся лидером среди предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в свое время выпустил серию винтокрылых машин подобной конструкции. 

Идея установить в городе легендарный вертолет принадлежала ветерану гражданской авиации, руководителю некоммерческого партнерства "Дальневосточный музей авиации" Анатолию Бортникову. Предложение Анатолия Марковича поддержали глава городского округа А. Дронин и управляющий директор ОАО ААК "Прогресс" Ю. Денисенко. Такое согласие в столь серьезном деле продиктовано единством мнения о значимости именно этого образца боевой техники для города и предприятия. Ведь известно, что "Прогресс" в течение двадцати лет выпускал первые советские боевые вертолеты фирмы Миль — "летающие танки". Непосредственно выпуском вертолета Ми-24 была открыта новая страница в истории предприятия — вертолетостроение. О том, насколько масштабным оказался проект, говорит лишь одна цифра — одних "летающих танков" на "Прогрессе" было выпущено более двух тысяч.

Но оказывается, что в стране Советов подобных памятников немало. Справедливости ради следует отметить, что по большей части они все же посвящены самолетам — истребителям и "пассажирам". Установка первых памятников авиационной технике относится к середине 60-х годов. Тогда к двадцатилетию победы в Великой Отечественной войне в СССР было установлено несколько памятников самолетам того периода. И до начала семидесятых годов их количество не увеличилось. Следующий этап массового обращения к авиационной технике был зафиксирован в начале 70-х годов. И связан был с резким списанием большого количества самолетов Ан-10. Которые стали использовать… в качестве помещений для культурно-массовых мероприятий: кафе, детских кинотеатров, а также клубов по интересам! Идея "массовой застройки" мест культурного отдыха трудящихся списанными самолетами оказалась настолько удачной, что в течение последующих десяти лет пассажирские лайнеры украсили более чем восемьдесят городов СССР.

Впрочем, в качестве "чистых" памятников самолеты и вертолеты также активно использовались. Но произошло это чуть позже. Одним из первых таких памятников стал Ту-104 с символическим номером СССР-Л5412, установленный на постамент в московском аэропорту Внуково 15 сентября 1976 года в честь двадцатилетия первого полета реактивного пассажирского лайнера. В дальнейшем памятники самолетам-труженикам были установлены во всех московских аэропортах, а также в аэропортах Баку, Диксона, Игарки, Магадана, Мурманска, Петропавловска-Камчатского, Сыктывкара и Хабаровска. Той же чести удостоились и боевые самолеты послевоенного периода. Практически в каждом авиагородке, авиационном училище либо населенном пункте, где располагается военный аэродром, есть памятник с "истребком" на постаменте. Наиболее часто можно встретить такие машины, как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7. Но встречаются и весьма редкие модели.

К числу таких "жемчужин" можно отнести и вертолет — весьма редкий "гость" на постаменте. Вторая особенность "винтокрылых памятников" состоит в том, что, в отличие от обычных "крылатых" обелисков, они были обязательно посвящены кому-то конкретному. Если на табличках под "сушками" и "мигами" нередко указывались безымянные "летчики-герои", то вертолеты-памятники такой роскоши были изначально лишены. В подавляющем большинстве каждый из них имел четкое и ясное определение. Обо всем этом более подробно читайте в следующих выпусках "ПП".

«Прогресс Приморья», № 47 (209) от 29.11.2012 г.

Артем Волохов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно