Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Одиссея «Красного вымпела»

Прошлый век

Мемориальный корабль ТОФ "Красный вымпел" — пожалуй, единственный в России надвод-ный корабль-памятник начала прошлого века.

Если быть точным, то "Красный вымпел" — это одновинтовая двухпалубная яхта, которую построила фирма "В. Крейтон и Ко" в 1910—1911 годах на Охтинской верфи в Петербурге по заказу Камчатской администрации. Изначально названа "Адмирал Завойко". Характеристики яхты следующие: длина — 58,6 м, ширина — 8,5 м, осадка — 3,45 м, водоизмещение — 650 т, грузоподъёмность — 247,8 т, максимальная скорость — 11, 5 узла, мощность паровой машины — 600 л.с., дальность плавания — 2,500 миль, экипаж — 57 человек.

Заметим, что команда "Адмирала Завойко" одной из первых на Дальнем Востоке в 1917 году перешла на сторону Советов. В апреле 1921 года яхта была отправлена на Камчатку с секретным заданием доставить партизанам оружие. Командовал тогда "Адмиралом Завойко" А.И. Клюсс. Чтобы не быть захваченным белогвардейцами, корабль в том же 1921 году совершил переход из Петропавловска-Камчатского в Шанхай (Китай). В марте 1923 года, после освобождения Приморья, яхта вернулась к родным берегам — во Владивосток. В апреле переименована в "Красный вымпел" и переведена в класс сторожевых кораблей. Получила на вооружение четыре 75-миллиметровых и одно 40-миллиметровое орудия, 4 пулемёта. В 1924—1925 годах корабль участвовал в ликвидации белогвардейских формирований и советизации дальневосточных окраин России, за что его стали называть дальневосточной "Авророй". С 1928 по 1931 годы "Красный вымпел" принимал участие в ряде гидрографических экспедиций.

Интересный факт. При создании Тихоокеанского флота "Красный вымпел" стал первым кораблём, включённым в его состав. Использовался в качестве штабного корабля, служил базой для подготовки личного состава и обеспечения боевой подготовки флота. В 1940 году — учебный корабль ТОВВМУ имени адмирала С.О. Макарова. В период Великой Отечественной войны легендарный корабль прокладывал подводные кабели, обеспечивал стоянки подводных лодок, принимал участие в обеспечении боевых действий в Корее, выполнял опасную работу по разминированию корейских портов.

20 июля 1958 года решением Военного Совета ТОФ "Красный вымпел" был официально объявлен мемориальным кораблём-музеем и поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог во Владивостоке. На нём были размещены экспозиции, посвящённые истории борьбы за власть Советов на Дальнем Востоке. В 1979—1980 годах корабль прошёл реставрацию. Были проведены ремонтно-восстановительные работы, значительно расширены экспозиции музея. Затем "Красный вымпел" вошёл в единый мемориальный комплекс на Корабельной набережной краевого центра, равно как и подвод-ная лодка С-56.

Новый век. 2014 год

Сегодня легендарный корабль переживает новый отрезок своей жизни. В Центре судоремонта "Дальзавод", который работает в составе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), куда входит и союзмашевский завод "Звезда", завершен первый этап работ по ремонту и реставрации исторического корабля "Красный вымпел". В доке № 54, что расположен в бухте Диомид, специалисты ЦС "Дальзавод" в ходе ремонта провели исследование состояния корпуса исторического корабля. Исследование представляло собой комплекс работ, в том числе и с использованием ультразвуковых установок. Они позволили сделать выводы о состоянии корпуса и определить объем ремонтных и восстановительных работ. Последние ремонтные работы на судне проводились в 2006 году, и уже тогда специалистам пришлось прибегнуть к дублированию отдельных участков корпуса. На этот раз продублировано 10 квадратных метров. Теперь основательный доковый ремонт позволит надолго продлить жизнь корабля, с именем которого связано зарождение Тихоокеанского флота нашей страны.

"Ремонт первого корабля, вошедшего в состав Тихоокеанского флота, не проводился с 70-х годов прошлого века, и его необходимость назрела давно, — говорит сотрудник военно-исторического музея Андрей Косицын. — Объемом и качеством выполненных работ мы удовлетворены, высокую оценку качеству дали и представители военной приемки. На время ремонта экспозиция с "Красного вымпела" была передана на хранение в музей. Сохранить этот исторический корабль важно для Владивостока и ТОФ, потому что это первая и самая яркая страница нашей общей истории, связывающая XX век с днем сегодняшним".

Первый этап — доковая операция  — прошла в июне в штатном режиме, и "Красный вымпел" был выведен из дока и поставлен к технологической стенке, где предстоит провести замену верхней палубы и некоторых фрагментов надстройки. Тем самым одна из визитных карточек Владивостока восстановит прежний облик. Перед самым выходом корабля из дока был вручён памятный знак о проведенных работах механику "Красного вымпела" Андрею Косицыну. Тот говорит, что работой ремонтников доволен. А вот когда горожане смогут приходить на экскурсии на корабль, пока не ясно. "Теперь, когда мы не волнуемся за низ, будет реставрироваться верхняя палуба. Сперва ее изолируют, чтобы не протекала. По окончании этих работ сделают ремонт надстроек. И потом мы перейдем внутрь...

Планируется и внутренняя переделка музея. Будем делать что-то более современное — пока все в процессе", — добавил Андрей Косицын.

Думается, работники доблестного "Дальзавода", рождённого в далёком 1887 году и давно перешагнувшего своё 120-летие, не подкачают, проведут ремонт и реставрацию "Красного вымпела" качественно и в срок. И снова корабль-легенда займёт у причала своё привычное место.

«Прогресс Приморья», № 29 (292) от 24.07.2014 г.

По материалам пресс-службы ДЦСС подготовил Владимир Алексеев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно