Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Как декабристы Сибирь поднимали

190 лет назад в Санкт-Петербурге на Сенатской площади произошло восстание прогрессивной молодёжи, которая отнюдь не представляла интересы беднейшего крестьянства. Это были грамотные, хорошо подготовленные офицеры и дворяне, которые, несмотря на свои высокие чины, вышли в декабре 1825 года на Сенатскую площадь и пытались свергнуть существующую власть. Им не удалось этого сделать. Правительственные войска разогнали бунтовщиков.

Позже историки объяснили поражение тем, что далеки были восставшие от народа. Считая себя прогрессивными деятелями, Пестель, Рылеев, Бестужев и другие декабристы решили изменить существующий в России уклад жизни, но просчитались. Было желание, но были неправильные установки. Молодые люди решили противостоять системе — и проиграли. Впрочем, русские революционеры являли собой пример для советской молодёжи. Ежегодно их вспоминали, не жалели места на страницах газет, журналов, на телевидении и радио существовали программы, посвящённые героям-декабристам. Если судить по современным меркам, то выходит, что они оказались государственными преступниками, которых царь всё же помиловал. Он приказал сослать их в Сибирь на рудники. Мы знаем из литературы, как тяжело и трудно привыкали интеллигентные, не приученные к физическому труду люди работать в суровых, порой нечеловеческих условиях. Об этом появились пушкинские строки:

"Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье".

Удивительный факт, но эти слова точно отразили их будущее: они на самом деле трудились до конца своих дней, стоически боролись с житейскими трудностями, принимая это как должное. Мы много знаем о жёнах декабристов, поехавших за своими осуждёнными мужьями и разделившими их долю, но мало знаем о жизни в Сибири.

Среди декабристов, вышедших на Сенатскую площадь, были не только профессиональные военные, но и мореплаватели, мореведы, географы, историки, философы, писатели, поэты. Свои ранее полученные знания и опыт они применили в период сибирской ссылки.

Интересно то, что эхо прошлых событий докатилось и до Приморья. Помню, как несколько лет назад участников автопробега, посвящённого Дням славянской письменности и культуры на Дальнем Востоке, с теплотой встречали жители острова Путятина, где стоит памятник русскому купцу А.Н. Старцеву. История этого славного продолжателя бестужевского рода такова. В 1891 году на острове поселился купец А.Д. Старцев, сын декабриста Н.А. Бестужева. Им было приобретено на острове 1000 десятин земли; остальная была взята в долгосрочную аренду.

Он основал на острове имение с образцовым хозяйством: развел табачную и шелковичную плантации, два фруктовых сада, виноградник, ферму, конный завод. В 1893-1896 годах он построил на острове кирпичный и фарфоровый заводы, слесарно-механические мастерские, чугунолитейное отделение.

В отчетах с Амурско-Приморской сельскохозяйственной и промышленной выставки 1899 года особенно выделялся в хозяйстве Старцева на острове конный завод. В 1893 году туда было доставлено 5 жеребцов и 10 кобылиц чистокровной орловской породы, затем из Монголии 34 лошади (из 80 в пути погибли 46); а через пять лет на острове было уже более 200 лошадей новой породы. В газетных отчётах писалось также о кирпичном заводе, производстве цемента, механической и столярной мастерских, где делалась прекрасная мебель. "Изделия его фарфоровой фабрики, единственной в крае, являются выдающимися — большие вазы, тонкие чайные сервизы, обыкновенный столовый фарфор... Такая работа, как бюст Пушкина в натуральную величину, является образцовой… за что он по справедливости получил большую серебряную медаль".

В 1929 году в посёлке Путятин был образован крупный зверосовхоз, позже — рыбообрабатывающий комбинат.

Впрочем, ряд зданий из красного кирпича сохранились на Путятине до сих пор. Революция 1917 года национализировала собственность семьи Старцевых, а глава семьи был репрессирован. Думается, читателям газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" интересно знать, что во Владивостоке проживает потомок этого рода — моряк и писатель Старцев. Потомки Николая Бестужева проживают в Иркутской области, а также за границей.

Сегодня многое известно о жизни и деятельности Николая Бестужева. И можно с уверенностью сказать, что Сибирь помогла ему полностью раскрыть талант изобретателя, художника, просветителя. Оставь его царь в Санкт-Петербурге, вероятно, Николай Александрович не добился бы таких значительных успехов и не оставил бы такое большое потомство. Впрочем, обо всём по порядку.

Кадет Бестужев

Декабрист Александр Бестужев, несмотря на молодость, отличался от остальных богатой биографией. Он совершил несколько дальних плаваний, создал историю русского флота, опубликовал большое число географических, гидрографических работ. В ссылке он нарисовал серию портретов декабристов и картины мест их заточения.

Н.А. Бестужев родился весной 1791 года. Его отец, управляющий Екатеринбургской гранильной фабрикой, имел прекрасное образование, владел коллекцией минералов и драгоценных камней, любил книги и привил любовь к чтению своим пятерым сыновьям: Александру, Михаилу, Николаю, Павлу и Петру. Дом Бестужевых всегда был полон, в гости приходили художники, писатели, натуралисты. Николай считался средним сыном в семье и имел беспрепятственный доступ в кабинет отца и, часто присутствуя при его беседах с учёными, художниками, мастерами, "невольно бессознательно всасывал всеми порами" любовь к наукам, искусству, просвещению. В его распоряжении была обширная библиотека отца с множеством географических сочинений.

Будучи ребёнком, Николай Бестужев побывал в Кронштадте и впервые воочию увидел морское судно. "Никто, — писал он позже, — не вообразит того впечатления, которое производит огромный корабль, плавающий на воде, вооружённый громадою пушек в несколько этажей, снабжённый мачтами, превосходящими высочайшие деревья, перепутанный множеством верёвок, из коих каждая имеет название и назначение, обвешанный парусами, невидимыми, когда подобраны, и ужасными величиною, когда корабль взмахнёт ими, как крыльями, и полетит бороться с ветрами и воинами".

Ясно, что первые впечатления запомнились на всю жизнь. В десять лет Николая Бестужева определили в Морской кадетский корпус, где он пристрастился к географии, метеорологии, астрономии.

В 1815 году двадцатичетырёхлетний Бестужев совершил первое плавание за пределы Балтийского моря. В составе отряда русских кораблей он прибыл в Голландию, чтобы помогать русским войскам в устройстве переправ через большие реки. Пребывание в стране тюльпанов произвело на Николая неизгладимое впечатление. Он, как истинный художник, описал своё пребывание в Голландии так: "Вместо топких болот, вместо городов, висящих на сваях над морем, как я заключал из неясных описаний Голландии, увидел море, висящее над землёю, увидел корабли, плавающие выше домов, тучные пажити, чистые и красивые городки, прекрасных мужчин и прекрасных женщин". Изучая историю этой страны, Бестужев заинтересовался установлением республиканского правления и борьбой голландцев за независимость против испанского владычества.

В своих "Записках о Голландии 1815 года", которым в 2015 году исполнилось ровно 200 лет, он отмечал, что простой народ в Голландии честен, любознателен, целомудрен, мало употребляет хлеба и в основном питается картофелем. "Наши матросы весьма скоро подружились с добрыми голландцами, и можно было удивляться их разговорам бог знает на каком языке, который, однако же, был понятен и тем и другим. Сначала русские, не привыкнув к обычаям своих хозяев, сердились очень, что они хотели кормить их травою, давали мало хлеба и оделяли так называемым дырявым сыром, оставляя для себя тот, который плотнее. Но, когда мы растолковали, что спаржа и другие травы суть лакомства, коими хотели их потчевать как любезных гостей, они помирились, но всё лучше желали какой-нибудь похлёбки и больше хлеба, нежели картофеля и зелени".

В книге автор размышляет о прошлом и настоящем Голландии, её торговом флоте, наконец, о всеобщей любви к русским, которые прошагали от сожженной Москвы до стен Парижа и освободили голландцев от наполеоновского нашествия.

Когда русские моряки покидали Роттердам, их провожал почти весь город. "Русские привязали к себе почти всех жителей", — писал Николай Бестужев. Матросы и офицеры с чувством глубокого уважения прощались со страной, где "человек сделал всё из неблагодарной природы". Следует сказать, что "Записки…" — в большей мере географический труд, самый большой и самый достоверный труд первой четверти ХIХ века о жизни этой небольшой, но дружественной России страны. В этой книге у автора отчётливо просматривается талант этнографа-наблюдателя. И вот что интересно: в 1817 году Николай Бестужев, имея опыт плавания в голландские земли, снова отправляется в путь. На это раз к берегам Франции. Его сопровождал брат Михаил, только что окончивший Морской кадетский корпус. Каких-либо записок об этом путешествии, принадлежащих Николаю Бестужеву, не сохранилось, но есть вероятность, что, как и большинство его друзей, учёных-моряков, он вёл путевой дневник. Зато брат Михаил подчёркивал, что рейс из Кронштадта в Кале и обратно в Россию во всех отношениях удался.

В 1818 году Николай Бестужев назначается помощником директора маяков Балтийского моря. В этот период его особо влекут исследования морских островов Финского залива, которые, по его словам, даже для моряков являлись загадочными землями.

Вскоре Бестужев был прикомандирован к Адмиралтейскому департаменту. По предложению адмирала Сарычева 27 марта 1822 года ему поручили "составление выписок из морских журналов, касающихся до Российского флота". В течение трёх лет он занимался историей мореплавания. Его интересовали не только битвы и сражения, но и выдающаяся роль флота в развитии географических знаний, коммерции, техники, просвещения.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 48 (362) от 10.12.2015 г.

Подготовил Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно