Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 января, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Сам себе конструктор

17 января подростковые клубы и объединения отпраздновали День детских изобретений. Сегодня этот день актуален, как и в советские времена, когда увлечение конструированием носило массовый характер.

Анализируя достижения ОПК Страны Советов, специалисты в вопросе, например, космонавтики и атомной промышленности делают вывод, что всё начиналось в школе. Да, именно в советской школе, когда на знаниях школьников строился фундамент будущих прорывных достижений. Отсюда и резкий научно-технический скачок, особенно в 60–70-е годы прошлого столетия. Однако оппоненты возражают, утверждая, что в императорской России образование было не хуже советского, и в качестве аргументов приводят фамилии тех учёных, которые обучались в российских гимназиях, институтах и университетах. Кстати, многие остались в Советской России и продолжили свои исследования в различных областях науки и техники. Приводятся имена Жуковского, Курчатова, Королёва, Миля и других учёных. Впрочем, правы все. На ровном месте создать что-то новое по определению невозможно, так как при любой власти опыт прошлого использовался всегда. Ясно, что школа конца ХIХ – начала ХХ вв. значительно отличалась от советской (тем более от современной российской) хотя бы тем, что существовала "палочная" дисциплина, применялись розги к тем детям, которые тянули класс назад или нарушали дисциплину. Впрочем, тогда существовало раздельное обучение, как говорится, "мальчики – направо, девочки – налево". В советское время розги были отменены, классы стали смешанными. И вот что интересно: в разгар Гражданской войны и международной интервенции, когда молодая советская республика отбивала атаки врага, страна голодала, 31 мая 1918 года выходит постановление "О введении обязательного совместного обучения". Его подписал комиссар просвещения А. Луначарский. Акцент был сделан на всеобщем равенстве во всех сферах жизни, в том числе и в советской школе. Понять руководителей большевистской партии можно: беспризорщина, детская преступность, всплеск различных заболеваний уже тогда вызывали недовольство новой властью. Стоит отметить, что правительству удалось одолеть беспризорщину и остановить вспышку болезней. В двадцатые годы прошлого столетия в школе была создана групповая форма обучения. На свет появился так называемый бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определённого задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В определённое время бригадир отчитывался перед учителем за всё сделанное. 

Главное было то, что в бригаде кто-то наиболее подготовленный и трудолюбивый тянул всех остальных. Ясно, что "остальные" не выпячивались, то есть большинство не училось, а отбывало положенное время на уроках. Отличник за них делал всё – оценка общая. Опять же, замысел организаторов такого метода обучения понятен: за время двух революций и Гражданской войны обучение в буквальном смысле не велось, дети тоже были вовлечены в процесс слома старого строя и построения нового. Не было методических пособий для педагогов, учебников. Учителя, оставшиеся в Советской России, имели только опыт педагогической работы в прежних учебных заведениях. По этой причине, выявляя способных учеников, их и нагружали знаниями, остальные, как казалось, даже посещая занятия, всё равно чему-то тоже смогут научиться. В принципе, так оно и было.

Этот эксперимент был не единственным. К концу 20-х годов появилась новая наука, которую назвали педологией. Она считалась "марксистской наукой о детях", монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста. Суть педологии сводилась к тому, что при помощи нового метода обучения определялся так называемый коэффициент умственной одарённости учащихся. На основе тестов ребёнка в раннем возрасте могли признать умственно отсталым и перевести из обычной в школу низшей ступени. Метод не учитывал следующие обстоятельства: волновался ребёнок, ощущал недомогание, был чем-то обеспокоен и так далее. Повторное тестирование не предусматривалось. Правда, если ребёнок проявил себя в низшем классе с лучшей стороны, он мог быть переведён в обычную школу. Да, и такой метод обучения предлагался разработчиками школьной программы. В итоге одни реформы "отрезало" временем, другие прижились и стали добрыми спутниками учащихся до самого выпускного класса.

После окончания Великой Отечественной войны школа была реформирована значительно. Был сделан резкий технический уклон. Впрочем, именно война, в которой участвовали не только люди, но и танки, самолёты, пушки, реактивные установки, без сомнения, значительно продвинула научно-технический прогресс. Как ни странно, но угроза ядерной войны и ведение Холодной войны ускорили убеждённость в том, что не только в школе, но и в дошкольных учреждениях необходима другая направленность. Неслучайно воспитателям предписывалось пользоваться совершенно новыми методическими пособиями, в которых публиковались смелые рекомендации. Появились книги. Одна из них – "Конструирование в детском саду" – была подготовлена на основе изучения и обобщения опыта работы воспитателей и исследования по проблеме педагогического руководства строительными играми детей. В основу научных исследований легли статьи, доклады, представленные на "Педагогических чтениях" по вопросам конструктивной деятельности детей, а также многочисленные письма воспитателей, свидетельствующие о том, что содержание и методика первого издания помогают в работе, облегчают творческий поиск.

Сегодня на территории России созданы кванториумы, где дети не только изобретают, но и имеют возможность для эксперимента. Современные достижения не что иное, как отзвук прошлого, когда в 60-е годы воспитатели развивали в детях дошкольного возраста активность, трудолюбие, инициативу, формировали у них навыки и умения ручного труда. Конструирование обеспечивает возможность развития всех этих качеств.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 3 (609) от 29.01.2021 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно