Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Владивосток – центр международного сотрудничества

Продолжение. Начало в № 25

"Улучшение социально-экономической ситуации позволило Владивостоку не только принять посланцев культуры из разных мест, но и направлять своих представителей в зарубежные страны", – пишет кандидат исторических наук С. А. Власов в книге "Очерки истории Владивостока".

Стоит сказать, что в начале 2000-х годов театр имени М. Горького давал несколько спектаклей, не пустовал зал театра ТОФ, работала Приморская филармония. Автор пишет: "В январе 2007 г. впервые на гастролях в Китае в г. Муданьцзяне побывал Тихоокеанский симфонический оркестр во главе с руководителем Э. Банько. Владивостокские музыканты представили разнообразную программу: в первом отделении прозвучали популярные классические произведения русских и зарубежных композиторов, во втором – советские и русские народные песни, особенно популярные и любимые в Китае. Выступления владивостокцев пользовались успехом, собирали полные залы, один из концертов транслировался по телевидению.

Выезды деятелей культуры за рубеж содействовали укреплению имиджа Владивостока как регионального культурного центра. Этому же способствовали меры, предпринимаемые по сохранению исторической памяти о событиях и людях, оставивших след в истории города и России. 25 января 2003 г. из Владивостока в кругосветное плавание вышел парусник Морского государственного университета имена Г. И. Невельского "Надежда". Плавание приурочили к 200-летию первого кругосветного плавания И. Крузенштерна и Ю. Лисянского 1803-1806 гг. 16 мая 2003 г. на ул. Петра Великого была восстановлена арка Цесаревича Николая. Её заново возвели по инициативе главы компании "Алгос" А. Ермолаева. <…>

Важное историко-культурное значение имело и возведение в Покровском парке храма Покрова Пресвятой Богородицы. Его строительство началось в сентябре 2004 г., и уже весной 2007 г. в нём началось богослужение. Пятикупольное сооружение площадью 600 кв. м и высотой 35 м было построено за счёт добровольных пожертвований и средств городского бюджета.

Новый импульс в развитии город получил, после того как в начале сентября 2007 г. в Сиднее (Австралия) прошёл саммит стран АТЭС, на котором было принято решение о том, что саммит 2012 г. пройдёт в России. Ещё до этого во время своего очередного приезда во Владивосток в январе 2007 г. президент В. В. Путин обещал, что если заявка России на право принятия форума АТЭС в 2012 г. будет удовлетворена, то местом проведения саммита станет Владивосток.

На тот момент городская инфраструктура не была готова к приёму столь представительного международного форума. В 2007 г. в городе имелось около 40 гостиниц, в основном небольших, с низким по международным меркам уровнем обслуживания и ни одного пятизвёздочного отеля. Единственным обладателем четырёх звёзд являлся отель "Хендэ".

Для того чтобы принять форум АТЭС, нужно было создать необходимую инфраструктуру с современными гостиницами и пресс-центром. Помимо этого – провести модернизацию аэропорта и существующей автотрассы в город, построить мосты через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный на о. Русский, а также Театр оперы и балета. Всего во Владивостоке и его окрестностях к саммиту запланировали построить 96 объектов. На всё это правительство было готово выделить 100 млрд руб. из федерального бюджета, привлечь 38 млрд руб. частных инвестиций и 11 млрд руб. из бюджета Приморского края.

Специально для строительства объектов саммита АТЭС была создана "Дальневосточная дирекция Росстроя РФ", генеральным директором которой назначили Н. Ашлапова. Летом 2008 г. началось строительство мостов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный на о. Русский. Строительство других объектов задерживалось из-за отсутствия генерального плана города, который Дума Владивостока утвердила только в сентябре 2008 г. До этого проект генплана согласовали в Москве в Министерстве регионального развития России, где его подписали представители 28 министерств и ведомств.

Отсутствие нового генплана не только тормозило строительство объектов саммита. В городе осуществлялось хаотичное возведение объектов. Часто строительство новых жилых домов производилось на месте детских площадок, скверов, что порождало конфликты между жильцами уже существующих домов и строительными компаниями. С принятием генплана строительство объектов во Владивостоке становилось упорядоченным.

Помимо генерального плана у Владивостока появился свой градостроительный совет, в который вошли архитекторы и другие специалисты. Они оказывают помощь администрации в принятии необходимых решений, например, в отношении стиля того или иного здания, чтобы оно не выбивалось из архитектурной гаммы города".

Да, немало трудностей пришлось преодолеть, прежде чем во Владивостоке появились мосты и был построен Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Впрочем, проектировали мост через бухту Золотой Рог ещё в ХIХ веке. На одном из рисунков того времени мост был изображён не совсем таким, каким мы его знаем сегодня, в 2021 году. Когда-то люди, проживающие в нашем городе, лишь мечтали о таком грандиозном сооружении, и в наше время новое поколение архитекторов и строителей ту давнюю мечту осуществили. Неузнаваемо изменилась инфраструктура острова Русского. Некогда оторванная от города территория обжита студентами. Появился низководный мост на Де-Фриз, который хорошо просматривается с пляжей Седанки и Санаторной. Театр оперы и балета, о котором даже и не мечтали, занял своё достойное место на Чуркине, куда прежде можно было добраться лишь на пароме. А зимой – исключительно кружным путём, что вынуждало стоять в длинных автомобильных пробках.

Однако это ещё не всё. Прежние поколения тоже оставили нам богатое наследие. Это дома, парки, скверы и, конечно же, Владивостокская крепость, которой уже более 100 лет.

Владивостокская крепость

Владивостокская крепость – это комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенных в конце ХIХ – начале ХХ века во Владивостоке и его окрестностях. При возведении крепостных сооружений был учтён опыт Русско-японской войны, поэтому крепость является наиболее укреплённой из всех сооружений подобного рода, строившихся и перестраивавшихся в тот период времени. Строительство Владивостокской крепости было закончено в пределах 2/3. И этому есть объяснение. Начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война и иностранная интервенция в России 1918-1922 годов стали препятствием в осуществлении грандиозного проекта. На сегодняшний день крепость относится к числу самых мощных приморских крепостей мира. Создавалась она исключительно русскими военными инженерами и строителями, солдатами, сапёрами. К Первой мировой войне это была одна из немногих крепостей, которая имела надёжную оборону со стороны суши. Она не похожа на крепости, отделённые от суши рвом, наполненным водой. Такой является, например, Брестская крепость. Не оспаривается уникальность многокилометровой Великой китайской стены, по которой можно бродить бесконечно. Владивостокская крепость выбивается из классических образцов: она представляет собой расположенные в различных местах форты, береговые батареи, тоннели и ходы сообщения. Пожалуй, подобные фортификационные сооружения в мире отыскать сложно. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение Порт-Артура в 1904 году. В то время крепость имела около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцати фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, множество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения были электрифицированы и соединены между собой дорогами и подземными кабелями связи. Обеспечивалось быстрое развёртывание минных заграждений совместно с флотом. На ряде основных фортов для защиты от артиллерийского огня были возведены семь тоннельных и одна казематированная казармы, более трёх километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов.

Крепостные сооружения строили с учётом всех достижений фортификационной науки того времени. Они удобно вписаны в пересечённый рельеф местности, что значительно увеличивало их боевые возможности. Примечательно, что неприступную крепость возвели всего за несколько лет до начала Первой мировой войны. Строительство велось в гористой труднодоступной местности, впервые в практике фортификационных работ широко использовались подвесные канатные дороги. Применялись электростанции, компрессоры, бетономешалки, другие строительные средства. Это позволило достичь высоких производственных темпов. Качество и прочность возведённых сооружений, их последующая модернизация позволили обезопасить город на несколько десятилетий. Впрочем, крепость стала одним из факторов для того, чтобы Япония воздержалась от вступления во Вторую мировую войну на стороне гитлеровской Германии.

Можно выделить несколько этапов строительства Владивостокской крепости. Создание крепости (1889-1899 годы) – первый этап, строительство второй линии обороны крепости (1899-1905 годы) – второй и проектирование и возведение главной линии обороны крепости (1906-1918 годы) – третий этап строительства.

5 сентября 1905 года был подписан мирный договор в Портсмуте. Так закончилась Русско-японская война. Согласно договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним. В том числе Россия теряла южную ветку КВЖД до станции Куаньченцзы, южную оконечность Сахалина и разрешала японский рыбный промысел в своих территориальных водах. За Россией оставалось право держать в Тихом океане два крейсера и все имеющиеся в наличии миноносцы. Так Владивосток, конечный пункт Транссибирской железной дороги, оказался единственной военно-морской базой России у Тихого океана, единственным хорошо оборудованным торговым портом на Дальнем Востоке. Владивостокская крепость выдвинулась на первый план, теперь она без поддержки флота должна была стать непреодолимым препятствием любому нападению неприятеля в северной части залива Петра Великого. Ей предписывалось не допустить возможности использования атакующих сил добротно оборудованного Владивостокского порта в качестве операционной базы и пункта снабжения войск. Когда были проведены исследовательские работы, выяснилось, что состояние оборонительных сооружений крепости не является надёжным. Помимо этого после окончания войны во Владивостоке начались революционные выступления в октябре 1905-го – январе 1906 годов. Пришлось отвлекать силы на усмирение бунтовщиков и отодвигать проекты по модернизации крепости на другие сроки. К началу 1906 года крепость имела около тридцати береговых батарей. Многие из них, прикрывающие наиболее важные участки побережья, были временными, орудия, установленные на деревянных основаниях, имели устаревшие на тот период калибровые системы. Если со стороны моря крепость была как-то защищена, то сухопутный фронт практически был оголён. Спроектированный в 1899 году крепостной свод сильно устарел, так как подходил к городу слишком близко, что исключало защищённость порта от обстрела осадной артиллерией. Сооружения казематов имели своды толщиной 1,2 метра и не могли обеспечить защиту от огня 11-дюймовых гаубиц, что доказали бои в Порт-Артуре, когда японцы вели интенсивный огонь. Обвод не был полностью сомкнут – участок оборонительной ограды от форта Графа Муравьёва-Амурского до люнета № 3 построен не был. Оставалось уповать лишь на два начатых опорных пункта на главной линии обороны – "Северный" и "Северо-Восточный". В 1904-1905 годах они были приспособлены к обороне, но, объективно, не отличались особой надёжностью.

Вопрос существования крепости был поставлен на государственном уровне – создали комиссии, которые занялись разработкой её усиления. 16 апреля 1907 года в соответствии с высочайшим повелением Николая II крепость причислялась к 1-му классу, организовали штаб и был назначен соответствующий штат.

В 1910 году был утверждён окончательный вариант проекта. Предполагалось построить форты №№ 1-7 и опорные пункты литер А, Б, В, Г, Е, Ж и З по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты №№ 9-12 на южном и восточном берегах Русского острова, тоннельные погреба, казематированный крепостной мясохолодильник на Первой Речке, аэродром на Второй Речке, свыше 200 км шоссированных дорог и немало других вспомогательных объектов. Довольно солидным должно было стать артиллерийское оснащение крепости. Сухопутный фронт должны были оборонять 1290 орудий и 268 пулемётов; из них орудий дальнего боя – 572, орудий ближнего боя – 718, пулемётов – 268, полупудовых мортир – 64, ракетных станков – 36. Планировалось усиление берегового фронта 316-ю орудиями и 56-ю пулемётами; из них дальнего боя – 212, орудий ближнего боя – 104, пулемётов – 56, ракетных станков – 36. Было определено штатное расписание гарнизона крепости. Здесь должны были разместиться 48 батальонов пехоты, 15 батальонов крепостной артиллерии, 8 запряжённых батарей полевых и горных, два сапёрных батальона, один минный батальон, один телеграфный батальон, один железнодорожный батальон, две воздухоплавательные роты, три казачьи сотни. Все укрепления, в отличие от сооружений проекта 1899 года, недостатки которых выявили в ходе обороны Порт-Артура, имели немало каземированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий обеспечивала защиту при обстреле из 280-мм орудий. Проектированием фортов на полуострове Муравьёва-Амурского руководил помощник строителя крепости, военный инженер полковник А. П. Шошин, на Русском острове – помощник строителя крепости, военный инженер полковник А. Л. Фёдоров.

Известные революционные события 1917 года не способствовали ни модернизации крепости, ни тем более строительству новых сооружений. Работы полностью были остановлены. На фортах, батареях и других сооружениях остались лишь техники-смотрители. В штабе крепости работали ликвидационные комиссии, которые списывали или приходовали имущество строительства. В какой-то мере в период междоусобицы в Управлении строителя Владивостокских укреплений и на объектах сохранялся относительный порядок. Где-то спустя год оставшиеся в крепости и вернувшиеся с фронтов военные инженеры пытались противодействовать растаскиванию строительного имущества. Однако начавшаяся "угольная и дровяная катастрофа", полное обесценивание денег, постоянно меняющаяся власть лишь ухудшали положение крепости. Плавсредства строительства, имущество военно-глубинной станции и телеграфной роты пошли с молотка на покрытие долгов. Какая-то часть строительного материала была передана Владивостокскому военно-промышленному комитету на постройку судоверфи, на строительство аэродромов и ангаров во Владивостоке, Верхнеудинске, Харбине, Цицикаре, Нингуте, на станции Маньчжурия для нужд авиации войск адмирала А. В. Колчака. В 1918 году Управление строителя Владивостокских укреплений упразднили. Правда, Владивостокское крепостное инженерное управление просуществовало до 1923 года, выполняя функции инженерного снабжения войск. Штат этого ведомства был сокращён до минимума.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 27 (633) от 23.07.2021 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно