Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ка-226Т: лёгкий двухдвигательный вертолёт

Военный вариант лёгкого многоцелевого вертолёта Ка‑226Т предназначен для выполнения работ в труднодоступных условиях высокогорья, жаркого климата и над морскими акваториями, ведения разведки, целеуказания и мониторинга, транспортировки грузов (до 1500 кг), перевозки 7 десантников или служебного персонала.

Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают лёгкий многоцелевой Ка‑226Т одним из лучших в своём классе. Улучшить характеристики вертолёта призван и новый двигатель ВК‑650В, разработку которого начала ОДК.

Но, пожалуй, основной отличительной особенностью этой машины является модульность её конструкции. Вертолёт легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка‑226Т может быть пассажирским, транспортным, медицинским, полицейским или поисково-спасательным.

Прямым предшественником Ка‑266Т является самый массовый вертолет ОКБ Камова – легкий многоцелевой Ка‑26. Он был единственным исключительно гражданским вертолётом, производившимся в Советском Союзе. С 1969 года Ка‑26 был выпущен в количестве более 800 машин и стал первым советским вертолётом, получившим западный сертификат FAR. Ка‑26 применялся в гражданской авиации СССР и успешно экспортировался в другие страны.

В 1980-е годы было решено выпустить его обновленный вариант с одним двигателем. Производить его под названием Ка‑126 собирались в Румынии, но изменения в международной обстановке заставили отказаться от проекта.

К концу 1990-х годов лёгкий вертолёт Ка‑26 и близкий ему по характеристикам Ми‑2 уже не производились. Из-за проблем с выпуском Ка‑126 образовался разрыв: старые "многоцелевики" выработали ресурс и в большинстве своем подлежали списанию, а новых моделей ещё не выпускалось. Требовалась новая универсальная машина, выполненная по современным технологиям.

Таким вертолётом стал Ка‑226, работа над которым велась в 1990-е годы в ОКБ Камова. Первый полёт Ка‑226 совершил в 1997 году. Конструктивно он был похож на своих предшественников, основные отличия заключались в современных двигателях, новых несущих винтах и новом оборудовании. Разработчики сохранили все преимущества "летающего шасси", на которое могли устанавливаться модули различного назначения, и сделали новый вертолёт более экономным и грузоподъемным.

Модификация Ка‑226Т была разработана в 2008 году. Внешне вертолёт не отличается от "родительской" версии, самое главное отличие – в двигателях. Ка‑226Т поднимается в воздух с помощью двух газотурбинных двигателей Arrius 2G1 французского производителя Safran. Вместе с главным редуктором ВР‑226Н двигатели обеспечивают взлетную мощность в 580 л. с., что на 130 л. с. больше, чем у базового Ка‑226. Это позволило улучшить летные характеристики вертолёта, увеличить высоту и скорость подъема, а также вес перевозимого груза.

Статический потолок Ка‑226Т составляет 4900 м, практический – 5700 м. Взлётная масса увеличилась с 3400 до 3600 кг. Силовая установка обеспечивает взлёт и посадку даже в условиях выхода из строя одного из двигателей, а крейсерская скорость вертолёта достигает 220 км/ч.

Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта Ка‑226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе на малотоннажных судах, в условиях городской застройки, в горной местности.

При производстве Ка‑226Т применяются композитные технологии: лопасти винтов, транспортная кабина и хвостовое оперение сделаны из стеклопластика. Благодаря большей площади остекления кабины пилоты получили более широкий обзор.

Обновлённый Ка‑226Т получил комплекс современной авионики с бортовой системой индикации и контроля, систему автоматического управления, навигационную систему, метеолокатор. Все это позволяет осуществлять полёты на Ка‑226Т днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, над сушей и обширной водной поверхностью, в ветреную погоду.

Вертолёт прошёл испытания в различных климатических условиях и может использоваться при температуре от –50 °C до +50 °C при относительной влажности до 100 %. Еще одним преимуществом является возможность хранить Ка‑226Т без специального ангара.

При создании Ка‑26, предшественника Ка‑226Т, перед коллективом Нико­лая Ильича Камова ставилась задача разработать многофункциональный вертолёт. Основной областью его применения должно было стать сельское хозяйство, где вертолёт особенно удобен ввиду частого отсутствия аэродромов и сложного рельефа. При этом аппарат должен быть многоцелевым, чтобы не простаивать между сезонами. Ка‑26 работал по принципу "летающего шасси": за кабиной пилотов могла размещаться различная подвеска – пассажирский блок, баки, лебёдка или другое оборудование.

Эта же идея сохранилась и в Ка‑226Т. Вертолёт построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.

В транспортном варианте Ка‑226Т может перевозить тонну груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Для перевозки негабаритных грузов вместо транспортной кабины устанавливается грузовая платформа.

Пассажирский модуль оборудован двумя аварийными выходами и позволяет перевозить с комфортом до 7 человек. Также предусматривается выпуск корпоративной пассажирской версии.

Для медиков ОКБ Камова разработало два варианта модуля: эвакуационный и реанимационный. Первый может перевозить двух пострадавших на носилках и оснащён всем необходимым набором медоборудования, в том числе кислородными баллонами. Для персонала предусмотрены откидные сиденья. В реанимационной версии размещаются один пострадавший и два медика, которые могут оказывать помощь прямо во время полета.

Полицейская модификация помогает стражам правопорядка вести патрулирование с воздуха, обнаруживать и преследовать преступников, а также регулировать дорожно-транспортную систему. В этой версии на борту могут находиться до 6 человек.

Отдельно стоит отметить широкие возможности Ка‑226Т в работе поисково-спасательных служб. Благодаря своим уникальным характеристикам вертолёт может выполнять стабильное висение, что очень важно для безопасного подъёма пострадавших на борт. Малые габариты Ка‑226Т и его прекрасная маневренность и управляемость делают его незаменимым при спасательных операциях в горной местности.

Версия Ка‑226Т для корабельного базирования имеет возможность складывания лопастей несущих винтов, а также его системы и компоненты адаптированы для использования в агрессивной морской среде.

Ка‑226Т стал первой машиной в отечественном вертолётостроении, разработка которой велась полностью в виртуальном пространстве без использования бумажных носителей. Это позволило снизить затраты как на саму разработку вертолёта, так и на внесение изменений при последующей модернизации машины. Серийный выпуск вертолёта освоен на Кумертауском авиационном производственном предприятии в Башкортостане и на Улан-Удэнском авиазаводе в Бурятии.

Хотя Ка‑226Т уже запущен в серию, конструкторы продолжают улучшать вертолёт. В сентябре 2019 года санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" Объединенной двигателестроительной корпорации, входящей в Госкорпорацию Ростех, начало разработку нового газотурбинного турбовального двигателя ВК‑650В для вертолёта.

Эта силовая установка имеет взлётную мощность 650 л. с., а также на различных режимах выдаёт от 400 до 750 л. с. Для серийного выпуска ВК‑650В будут использоваться детали только российского производства. Новый двигатель должен превзойти по своим характеристикам все имеющиеся аналоги.

Кроме того, концерн "Радиоэлектронные технологии" Госкорпорации Ростех проводит опытно-конструкторские работы по созданию новой метеонавигационной радиолокационной станции для Ка‑226Т, которая обеспечит повышенную безопасность при выполнении полетов на низких высотах и в условиях практически полного отсутствия видимости. А холдинг "Технодинамика" разрабатывает для Ка‑226Т авариестойкую топливную систему, призванную снизить вероятность пожара и повысить безопасность полетов.

«Прогресс Приморья», № 27 (633) от 23.07.2021 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно