Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
03 июня, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Сам себе конструктор

Окончание. Начало в № 3

Продолжая тему детского конструирования, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России акцентирует внимание на творческом потенциале детей дошкольного возраста.

Как говорится, всё познаётся в сравнении. Эта аксиома проверена временем. Сегодня, наблюдая за нашими внуками и внучками, сравнивая педагогический подход к процессу трудового воспитания в недалёком социалистическом прошлом и в наши дни, когда общество расслоилось на бедных и богатых, на память приходят именно детские годы. В данном случае имеет место неразрывность процесса трудового воспитания. Если, например, проследить путь развития отечественного авиастроения и тех учёных, кто добился в этой области вселенских успехов, становится понятной преемственность поколений. Можно называть имена десятков изобретателей и конструкторов, которые, будучи детьми, проживали в императорской России и мечтали поднять в воздух летательные аппараты. Две революции, потрясшие Россию, поставили перед творческими людьми выбор: остаться на Родине или покинуть её. Время доказало, что оставшиеся в Стране Советов не только прославили свои имена, но и подняли российскую науку на небывалый уровень. Это и есть итог трудовой деятельности того или иного изобретателя, конструктора, учёного, инженера. Вот и выходит, что если развивать творческие способности и прививать с детства ребёнку любовь к труду, то результат обязательно будет. И это заявление не голословно. Вот тут сравнительные характеристики вполне к месту. Поколение детей 60-70-х годов прошлого столетия, к которому причисляет себя автор этих строк, можно назвать счастливым. Да, мы так же, как и наши внуки, копались в песочнице, катались на санках, самокатах, велосипедах. По мере взросления в школьной столярке изготавливали из дерева модели боевых кораблей и подводных лодок. В школах проходили выставки наших поделок, комиссия подводила итоги и отправляла лучшие на районный, городской, а то и краевой конкурс. Живая мысль работала, и когда Юрий Гагарин первым в мире полетел в космос, – на выставках появились спутники и ракеты. Конкурс технического творчества был настоящим праздником. О нём писала даже "Пионерская правда", Всесоюзная детская газета, которую выписывала каждая советская семья. Что интересно, о коллективном труде нам в детстве никто не говорил, просто взрослые умели нас увлечь какой-то идеей ненавязчиво. Обставлялось всё так, что кроме как в коллективе проявить себя по определению было невозможно. И начиналось это объединение в детском саду. Цветные карандаши, акварельные краски, бумага, ножницы – вот наши спутники. Сегодня диву даёшься, откуда черпали отличные профессиональные знания наши воспитатели, когда держали на высоте наш интерес к той или иной трудовой игре. Теперь понятно, что мы именно трудились – в меру сил и возможностей. Порой и домой мы получали задание смастерить что-либо из бумаги или картона. Помогали родители, старшие братья и сёстры. И всё же воспитатель был главным человеком, который прививал дошкольникам любовь к коллективному труду. Пожалуй, они слово в слово выполняли наставление А. С. Макаренко: "В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра".

Мы сегодня говорим о школе, в которой учащийся не иначе как клиент, которого обслуживают учителя. То же самое и в высшем образовании, потому что на вооружение взяли Болонскую систему образования. Российской системы образования не существует, а о советской просто забыли. Впрочем, в той системе было много полезного, система не только существовала, она действовала и развивалась. Отсюда и победы в космосе, ядерной энергетике, не говоря уже о военно-промышленном комплексе. Истина рождалась в спорах. Спорили о многом, и непраздным был вопрос, каким тематическим строительным материалом пользоваться детям в детском саду. Обычно постройки из сыпучего материала не сохраняются, они неподвижны по причине того, что дети не могут передвигать сделанный ими пароход, поезд, так как конструкции распадаются. И дети с сооружённой ими постройкой играют на одном месте. Однако в этом есть и преимущества – разрушив постройку, дети получают задание построить новую.

Над изготовлением строительного материала работали специалисты. Принято думать, что строительный материал появился во времена Фрёбеля и благодаря ему получил распространение. В 60-70-е годы прошлого столетия отечественные специалисты доказали, что это мнение ошибочно. Использование детьми строительного материала в виде обрезков дерева, например, различных геометрических форм и размеров имеет гораздо более древнее происхождение. Дети народов, которые обитали в местах, богатых лесом, всегда играли щепками, палочками, ветками, деревянными брусками, сооружали из них разные поделки. Дети же народов, обитавших в безлесной местности, всегда использовали для сооружений камешки, речной песок, ракушки. Фрёбель не сделал открытия тем, что преподносил детям в виде "даров" деревянный мелкий строительный материал. Впрочем, передовые деятели в области дошкольного воспитания в России: К. Д. Ушинский, Е. Н. Водово­зова, Е. И. Конради – в середине ХIХ столетия дали критическую оценку как всей педагогической системе Фрёбеля, так и занятиям с так называемыми "дарами". Вот что писала Е. Н. Водовозова: "Ребёнка заставляют выстроить сперва ящик, потом какую-нибудь триумфальную арку. Зачем выбирают те или иные предметы? Другой цели, кроме ознакомления с частями куба, тут не видно. Ребёнок строит водопроводы, туннели, арки, которые редко кто из них видел, следовательно, он не знакомится даже с простейшими формами окружающих тел". Дальше автор пишет: "При постройке из кубиков Фрёбель ставит непременным условием, чтобы одна вещь непосредственно вытекала из другой. Требовать от детей, чтобы они во что бы то ни стало соблюдали это правило, нелепо и вредно". Педантичная точность занятий со строительными материалами по системе Фрёбеля приводила к тому, что они быстро надоедали детям, вызывали у них скуку, – всё это тормозило их умственное развитие.

По советской системе трудового воспитания (ранее российской) для детей дошкольного возраста стали применяться новые методы игры с использованием подручных строительных материалов, которые были направлены большей частью на то, чтобы ребёнок имел возможность развивать творческое мышление. Педагогами было замечено, что новая игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, вызывает чувство удовлетворения. Если работа получает похвалу воспитателя, то дошкольник готов творить и дальше. Педагогическое руководство строительными играми в старшей группе детского сада открывало новые возможности в их развитии. Предложение постепенно усложняющихся задач, использование различных строительных материалов (дерева, керамики, металла) позволяло знакомить детей с их свойствами, а также с различными способами соединения деталей, начиная с простого наложения до прочного соединения в металлических конструкциях.

Исследования, проводимые с дошкольниками в 60-70-е годы прошлого века, подтверждали, что установление взаимосвязи строительной игры и труда решает важные воспитательные задачи: развивает инициативу и творчество ребят, формирует умение планировать свою деятельность, воспитывает художественный вкус и любовь к коллективной работе.

«Прогресс Приморья», № 20 (626) от 04.06.2021 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно