Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 апреля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

ДальИНТК: От модернизации — к инновациям

Есть первый контакт науки и производства в Приморье!

Уже можно себя поздравить! То о чем так долго говорили и теоретизировали, в необходимости чего уже давно не было никаких сомнений, в чем назрела жизненная необходимость, наконец-то обрело свои реальные очертания.

Очевидная аналогия со знаменитыми ленинскими тезисами о революции в столь пространном вступлении отнюдь не случайность. Дальневосточный инновационно-научно-технологический кластер (ДальИНТК), практический союз науки и производства, по сути, революционная категория. Еще и потому, что ставит своей целью ни много ни мало, прорыв, если хотите, качественный скачок в жизненно важных для экономики региона вопросах. В каких именно, как, с чьей помощью? Вот об этом и шел разговор на первой научно-практической конференции новообразованной организации (созданной по инициативе и непосредственном участии Приморского регионального отделения ООО "Союз машиностроителей России"), названной емко и всеобъемлюще: "От модернизации производства к инновациям".

Поэзия науки

Зал заседаний Института автоматики и процессов управления едва смог вместить всех приглашенных. Среди последних были первые люди дальневосточной науки и приморских промышленных предприятий, и не только входящих в ПРО СМР. Следуя утвержденной повестке дня, заседание открыл председатель правления ДальИНТК, председатель ДВО РАН академик Валентин Сергиенко.

Не склонный к длинным и пафосным речам, Валентин Иванович очень ясно сформулировал причину собрать такое количество крайне занятых людей — поговорить. Но не просто, а "на общую для всех тему — создание сообщества реальных производителей, сектора реального производства и сектора серьезной науки …инновационно-научно-технологического кластера, который бы собрал под одной крышей всех — и потребителей, и разработчиков новых знаний". Все для того, чтобы, с одной стороны, ученые могли рассказать о своих достижениях и разработках (которые, по их мнению, представляют практический интерес), а с другой стороны, они же выслушали управленцев, знающих изнутри требования реального сектора производства. Потому что для науки очень важно получить точную подсказку — в каком направлении вести поиск, что сегодня нужно и востребовано.

Уважаемый академик признает, что сегодня самое печальное и самое трудное для науки — невостребованность. Ведь нет ничего худшего для ученого, много и тяжело работающего, получающего интересный результат, узнать о том, что его труд напрасен и результаты ложатся "на полку". И все потому, что на рожденный продукт нет потребителя. "Я надеюсь, что через ИНТК мы установим тесные связи и получим возможность вести ориентированные научно-технические исследования с тем, чтобы увидеть их еще при нашей жизни на практике", — таким пожеланием завершил свое краткое выступление Валентин Сергиенко.

Следуя все той же программе конференции (соблюдалась она неукоснительно), следует заметить, что первая часть заседания отводилась вопросам науки. Вернее, представлению проектов, наиболее интересных для присутствующих промышленников.

Первым "продукцию" своего ведомства представил заместитель директора института химии Сергей Гнеденков. Сравнительно молодое научное учреждение (всего 40 лет) тем не менее является одним из самых плодовитых. Достаточно сказать, что многие его разработки успешно внедрены, еще больше проходит "полевые" испытания. К числу явных достижений можно отнести приказ министра обороны об обязательном использовании присадки "Форум" в военной технике. Еще один проект, не оставшийся без внимания на самом высоком уровне (премия правительства России), связан с получением защитных покрытий на металлах и сплавах. Технология "основана на методе плазменно-электролитического оксидирования и заключается в поляризации на основе постоянного тока в растворе электролитов… при этом получается керамикоподобное покрытие, которое повышает антикоррозионные свойства, повышает сопротивление износа и прочее". Технология уже была опробована на заводе "Звезда" и результаты эксперимента показали эффективность такого метода защиты судовых корпусов.

В рамках НТР разработана "уникальная технология селективных сорбентов, которые позволяют извлечь из жидких радиоактивных отходов "долгоживущие" радионуклиды. Таким образом захоронению подвергаются не кубометры, а килограммы. Технология отработана на базе ТОФ, и к настоящему моменту практически полностью ликвидированы все жидкие радиоактивные отходы, которые имеются на территории ДВ". Есть и более "мирные" разработки, связанные, в частности, с получением чистой воды (как питьевой из крана, так и морской). Технология уже опробована на "Пивоиндустрии Приморья", а одно из самых крупных внедрений — Лучегорск, где все промышленные и жилые массивы снабжаются водой, полученной по технологии Института химии.

Если несколько обобщить сказанное Сергеем Васильевичем, то основное научное направление Института химии связано с синтезом веществ. С его помощью формируется уникальный материал, "имеющий тенденцию быть использованным (а многие уже используются) в морских технологиях и технике".

Кстати сказать, важность и своевременность (равно как и интерес для промышленных предприятий) разработок дальневосточных химиков отметили в своих последующих выступлениях многие.

Эстафету команды ученых подхватил начальник кафедры технических средств судовождения (ТСС) Морского государственного университета (МГУ) Виктор Завьялов. Область интересов "сухопутных моряков" связана с вопросами техники и периферийных устройств, которыми сегодня в России практически никто не занимается. Вниманию присутствующих выступающий представил несколько проектов, которые могут быть наиболее интересными для промышленников. Это и блоки проверки заряда аккумуляторных батарей, и электронные курсографы, и трансляторы курса судна, и современные блоки аварийного переключения на резерв (экспериментальный образец был показан в фотографиях). Последний проект, по мнению Виктора Валентиновича, может быть реализован исключительно с помощью крупныхэнергокомпаний, которые имеют мощные подстанции, пригодные для дальнейших исследований. Плюс серьезная проблема — малочисленность выпускаемых партий, что может оказаться для заводов невыгодным.

Доклад главного научного сотрудника лаборатории прецезионных методов измерения ИАПУ ДВО РАН профессора Олега Витрика на тему "Когерентно-оптические измерительные преобразователи системы для мониторинга физических полей, технологических объектов и нанотехнологических применений" больше напоминал… научный доклад, нежели презентацию для далеких от физико-математических знаний производственников. Председательствующий академик Юрий Кульчин тактично пояснил суть предложения: "Разработан датчик, который позволяет определять качество топлива: показатели преломления ясно указывают, какого качества топливо заливается в бак автомобиля или самолета. Он же позволяет увидеть скрытые трещины в лопастях или обшивке самолета. Встраивая такие системы, можно в реальном времени отслеживать, что происходит с фюзеляжем или оболочкой".

Но без преувеличения сенсацией даже для искушенных "оборонщиков" стало выступление заведующего лабораторией проблем прочности глубоководной техники ИПМТ ДВО РАН профессора Владимира Пикуля. Он обыденно и без помпы поведал о том, что под его руководством создан совершенно новый материал — стеклометаллокомпозит (СМК). Он представляет собой слой стекла, обрамленный металлическими облицовками. В процессе создания СМК создаются условия, в которых избавляются от поверхностных микротрещин, что придает стеклу необычайно высокую прочность и ударную стойкость. Испытания в Москве показали, что прочность "бронестекла" приближается к прочности титана. А стоимость в 48 (!) раз меньше, при тех же эксплуатационных свойствах. Прочный корпус подводной лодки из СМК позволят работать на предельных глубинах без дополнительных объемов плавучести. Из СМК можно изготавливать трубы, к примеру, для топливо-энергетического комплекса. Масса таких труб втрое меньше, а стоимость в три раза ниже. "Мы проработали возможность изготовления не только цилиндрических оболочек для СМК, но и листового металлокомпозита, — сообщил Владимир Васильевич. — И сделать это можно достаточно просто, поскольку решена главная задача — соединение стекла с металлом. Дальше уже можно создавать поточные линии. СМК — материал, которого не было в природе, мы его придумали...". Увы, основная проблема для дальнейшего развития традиционна для России — нет денег. "Мы это все делаем в гараже, — сообщил профессор Пикуль. — У нас нет помещений, недостаточное финансирование, мало энергии, нет людей (сейчас на этой теме работает 2,7 кадра). Если же организовать производство такого материала на одном из заводов Дальнего Востока, то у нас просто не будет конкурентов. Ведь лист СМК — это по сути тонкая и очень легкая броня". Между прочим, на новые танки Т-72 лобовую броню уже изготавливают из "стекла". Что позволяет существенно облегчить танк и улучшить его ТТД.

Сказать, что доклад Владимира Пикуля произвел впечатление — не сказать ничего. До того вежливо молчавшие промышленники оживились. Горячая дискуссия вылилась в рассуждение как о необходимости такого материала для "оборонки", так и о путях реализации этого крайне любопытного проекта. Суть грядущих сложностей коротко озвучил директор завода "Аскольд" Леонид Колесников: "Тема очень интересная. Можно найти и площади, и финансы, но необходимо провести материал через институты и конструкторов, которые смогут использовать этот материал в конкретных изделиях. Главный вопрос сегодня — не где выпустить, а что делать с ним дальше. Нужно разделить производителя и потребителя, поскольку это разные организации. Это важно. Поскольку оставить без внимания такой материал — просто не по-хозяйски, не по-государственному…"

Дополнил коллегу управляющий директор авиакомпании "Прогресс" Юрий Денисенко: "Тема, несомненно, интересная. Но если брать применительно к авиации, все должно быть согласовано с авиационными институтами (технология и материалы), которые должны одобрить материал. А чтобы это произошло, им необходимо провести свои испытания… И такие программы, в рамках которых можно получить финансирование, есть, просто нужно этим заняться…"

Острое обсуждение вызвал доклад профессора кафедры ТУС МГУ Анатолия Азовцева. Тема была посвящена "Амфибийным мореходным вездеходам на воздухоопорных гусеницах для комплексного освоения шельфа и побережья".

Поисковые исследования в этом направлении завершились признанием того, что был разработан новый принцип движения — на воздухоопорных гусеницах. Из всего спектра возможных применений такого вездехода для Приморья наиболее перспективными разработчикам кажутся работы на шельфе и в области прибрежного промысла. При длине 14 метров, скорости на воде 15 узлов (на суше — до 40 км/ч) и грузоподъемности 20 тонн такой "проходимец" позволяет осуществлять сбор штормовых выбросов морских водорослей и значительно повысить сбор марикультуры в сотни раз. А значит, занять работой (согласно представленным расчетам) дополнительно до 1 млн человек. Плюс, беспричальное использование "амфибий" позволяет увеличивать число баз (причем, круглогодичного промысла) в десятки раз. На настоящем этапе для пуска в серию требуется создание технического предложения и техническое проектирование. Поскольку федеральная программа по разработке новых типов промысловых судов была завершена в 2011 году (и, следовательно, финансирование прекращено), проект разрабатывается инициативно. Для завершения исследовательских работ создание опытного образца и запуска в серию требуется еще приблизительно 8 лет и 360 млн рублей.

Эти две цифры вызвали моментальную реакцию присутствующих — нужен ли будет такой вездеход через 8 лет? И что нужно МГУ для завершения работ — деньги, производство?.. Увы, четкого ответа получено не было — ученые реализацией не занимаются. Ею же не занимается и производство. И значит, пока не станет ясно — кто же потенциальный потребитель этого интересного аппарата (рыбаки, охотники, спасатели), проект едва ли сдвинется с той точки, на которой он сейчас находится. "Вбрасывать" миллионы в "непонятное" охотников сегодня нет.

Проза производства

"Эру" промышленников на конференции выпало честь открыть генеральному директору ОАО "Звезда — ДСМЕ" Евгению Крайнову. Руководитель совместного российско-корейского предприятия поведал о том, как организовывают крупное производство (!) наши ближайшие "продвинутые" соседи. Задуманное как основной поставщик и строитель крупнотоннажных судов для "Газпрома" "Звезда — ДСМЕ" на номинальные "обороты" пока не вышло. Но два года общения с представителями компании ДСМЕ и другими корейскими компаниями, имеющими богатый опыт по развитию подобных предприятий за рубежом, позволяют почерпнуть многое. В частности, в подходе к созданию таких предприятий. "Первое, что было сделано — составлен график обучения персонала и намечено строительство собственного учебного центра, — рассказывает Евгений Викторович. — Учебный центр вместе со всеми базовыми параметрами и оборудованием был также представлен корейской стороной. Расписали точное количество специалистов вплоть до возрастных категорий и половой принадлежности". Сегодня одной из основ управления современным промышленным производством является IT-система. В ДСМЕ — это слепок того, что они используют у себя. "Если бы на Дальнем Востоке была хотя бы одна такая система, она была бы в состоянии организовать взаимодействие и межзаводскую кооперацию по всем направлениям — от управления персоналом, до управления логистикой и поставками. Причем на всем Дальнем Востоке!" — считает Евгений Крайнов.

Но кроме возможности поучиться у корейцев существует и более осязаемая перспектива сотрудничества. "На Дальнем Востоке судостроение развивается, — рассуждает Евгений Викторович. — И при этом отрасль достаточно консервативная, требующая массы одинаковых деталей для любого типа судна (будь то танкер или буксир). И при выходе на нормальный рабочий цикл можно было бы задействовать большое количество российских предприятий".

Как пример, Крайнов приводит следующие цифры: в строящемся танкере лишь 3% оборудования от российских поставщиков. Но вполне реально организовать замещение ряда импортных элементов (от "барашков" до мебели), причем в заметных объемах — до 40% за три года. Но это лишь при желании заказчика! Академической науке тоже было бы чем заняться (кроме образовательного процесса) — ДСМЕ тратит до 4% свого валового оборота на научно-исследовательские программы. От 12 млрд оборота в год — это серьезные деньги, если учесть, что они очень заинтересованы в наших предложениях. "Остаются лишь вопросы "ноу-хау" и лицензирования. И нашего желания отдать им наши разработки, — говорит Евгений Викторович. — Поскольку многое из того, что используется компанией сейчас — лицензированные европейские продукты".

Благостную картину перспективного будущего, нарисованную директором "Звезды — ДСМЕ", быстро развеял заместитель председателя правления ДальИНТК, член совета директоров ОАО "Дальприбор" Владимир Титков. Он обратился к сегодняшним непростым реалиям жизни.

"Один упрек — доклады не адаптированы к аудитории, — начал свое выступление Владимир Федорович, извинившись за свойственную производственникам прямоту. — Но важнее сейчас другое: выяснить — а чего же мы хотим, собираясь здесь? Послушали доклады, а выйдем, каждый себя спросит: и что дальше?" А чтобы это "дальше" было, по мнению уважаемого директора, нужно создать такую структуру (технический блок), которая могла бы любую идею проработать, определить ее ценность, поручить доведение до опытного образца.
"Мне бы хотелось, чтобы наука и производство работали вместе. Сегодня отдельно есть производство и есть наука. А между ними — пропасть. И еще. Что бы мы с вами не делали и не говорили, не будет результатов, если мы не найдем экономически выгодных и науке, и промышленности решений…"

Еще более точно и категорично высказался по тому же поводу генеральный директор завода "Варяг" Евгений Леонов. "В докладах не хватало коммерциализации, оценки того, что это даст, что это стоит, кому это нужно? — сказал он. — Ведь что такое инновация? Вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологий. Или, согласно другому определению, адаптация новых идей к новому уровню рынка и производства. Иначе говоря — если наука работает, то она должна работать для рынка, — отметил Евгений Николаевич, — через производство". Но все опять упирается в деньги. Без помощи государства предприятиям не обойтись, что и доказывает мировой опыт, поскольку сами предприятия таких вложений "не потянут". Равно как и кредиты; проценты банков известны. Остаются инвестиции. "В Израиле, чтобы получить инвестиции, нужно 1,5-2 месяца, у нас — 1,5-2 года, — рассказывает Евгений Николаевич. — Там же государство дает на реализацию проекта 80% средств и берет за это всего 20%. Потому что государству важно развивать технологии, свое оно возьмет потом — налогами". Говоря о науке, Евгений Николаевич заметил: " И последнее условие — наличие развитой фундаментальной и прикладной науки. Если фундаментальная присутствует, то прикладной в крае нет. Зачатки в виде маленьких КБ на заводах проблемы не решают. Нам нужно создавать прикладную науку — на заводах или совместно с учеными. Без этого дальше мы не двинемся…" Затронул выступающий и еще одну важную тему — о налогах. Пора подумать, по мнению опытного хозяйственника, о разумной налоговой системе. Потому что с налогами творится что-то невообразимое. Поднятие налога на землю в прошлом году в 12 (!) раз сделало бессмысленными любые проекты. "Чиновники не понимают того, что, подняв налоги, они (даже по официальным данным) "загоняют" предпринимателей "в тень", недополучая денег в бюджет, — досадует Евгений Леонов. — Наша задача каким-то образом довести до них, что необходимо снижать налоги, чтобы развивалось производство. А мы, платя налоги, будем наполнять бюджет. Нам нужно как-то воспитывать наших депутатов, доводить до них очевидное…"

О планах кластера

Последним на конференции стал доклад "О планах работы ДальИНТК на 2012 год" Михаила Колтовича, исполнительного директора кластера, заместителя председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Несмотря на внешнее противоречие (о планах — обычно в начале), в такой последовательности был очевидный смысл. Высказанные предложения ученых и пожелания (а местами и требования!) промышленников необходимо было объединить, увязать в единый блок вопросов. И определиться с направлениями, в которых требуется двигаться для решения возникших задач.

Впрочем, вначале требовалось понять, а что, собственно, такое кластер? Оказалось, что данное понятие на уровне федеральных законов… отсутствует (используется лишь в подзаконных актах). Тем не менее научно-производственный кластер — это "договорная форма кооперации организаций, осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке, производству и продвижению продукции на внешние рынки". Что и определило направления деятельности будущей организации. "Стало ясно, куда наша деятельность должна быть направлена: объединение предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций сферы производства товаров и услуг (у нас это подтвердилось учредителями), поиск и разработка продвижение инновационной продукции (о чем сейчас говорили директоры заводов) и создание прочных связей между производством и наукой". — сказал Михаил Владимирович.

В уставе ДальИНТК эта цель прописана лаконичнее — "модернизация экономики ДВ региона". Исходя из этого посыла и был составлен план работы ДальИНТК. И первое, что требуется (опять же, согласно уставу), — "разработка законодательных инициатив, улучшение инновационного и инвестиционного климата в регионе". Что же уже имеется в действующем законодательстве? Закон "Об инновационной деятельности на территории Приморского края" (от 2008 года) предусматривает "создание координационного совета по вопросам научно-технической и инновационной политики ПК, разработку проекта стратегии инновационного развития ПК и разработку проекта целевой инновационной программы".

Увы, этот замечательный закон не выполняется, за его исполнение никто не отвечает, и непонятно, где деньги на его исполнение. "Наша главная задача на сегодняшний день — этот закон вспомнить, поднять вопрос перед новой администрацией, заставить закон выполнить".
Та же судьба и у другого хорошего закона "О стратегии социального развития Приморского края до 2025 года". Чтобы он заработал, необходимо внести в текст изменения, "…где определить, что одной из приоритетных задач подъема экономики и благосостояния Приморского края является развитие существующих промышленных предприятий и производств на основе использования комплексов современных технологий".

И третье, что требует внимания ДальИНТК в вопросе законодательных инициатив — продолжение работы по проекту закона "О промышленной политике в Приморском крае". Плюс "мы должны через наших депутатов, через Союз машиностроителей России, через Союз промышленников и предпринимателей, через Торгово-промышленную палату поучаствовать в принятии "Закона о промышленной политике Российской Федерации". Проект такого закона существует, но "лежит под сукном". Прошлая Дума его не приняла и не рассмотрела. Но мы должны четко понимать, в каком направлении нашему региону необходимо развиваться, чтобы строить свою экономическую политику". — сказал Михаил Колтович.

Впрочем, кое-что в этом вопросе сдвинулось. Прошла информация о том, что губернатор края Владимир Миклушевский распорядился создать "концепцию для разработки основ программы социально-экономического развития края". Приоритетными направлениями экономики определены транспортировка и переработка углеводородного сырья, вообще все транспортные направления — судостроение, машиностроение, энергетика, развитее малой авиации. Особый интерес к 19 инновационным проектам, среди которых: строительство верфи в Большом Камне, строительство нефтехимических комплексов близ Находки и завода по производству полимерно-композиционных материалов в Арсеньеве. Губернатор поручил в максимально короткий срок создать рабочую группу по разработке программы. В состав этой группы должны войти представители администрации края, вузов, науки, бизнеса, а также эксперты в различных областях. И значит, необходимо включаться в эту работу.

Переход от законодательных инициатив к практике, по мнению Михаила Владимировича, будет производиться посредством "выявления инновационных технологий на предприятиях, проводимых в организациях ДВ региона, имеющих высокий потенциал использования в промышленности" (из Устава ДальИНТК). И здесь речь идет, в первую очередь, об учредителях кластера. Это: Институт химии, ИАПУ, МГУ, заводы "Прогресс", "Аскольд", "Варяг", "Изумруд", "Дальприбор", Черниговский механический завод и завод "Ураган" (г. Партизанск). "Для решения проблем нам необходимо создать группы экспертов ДальИНТК из ведущих специалистов его учредителей. Для выбора приоритетных направлений сотрудничества в разработке и реализации инновационных проектов нужно внимательно посмотреть, какие проекты имеют будущее, в применении к промышленности... На промышленных предприятиях-членах ДальИНТК провести аудит по выявлению перспективных проектов и проблемных вопросов технического и технологического характера. Это то, о чем просит нас наука: скажите, какие есть слабые места?"

Далее, важной задачей ДальИНТК его исполнительный директор видит "повышение общественного престижа инновационной деятельности, статуса, социальной защищенности работников в области инновационных технологий". Но выполнить эту задачу можно лишь при наличии источника финансирования, найти который можно несколькими способами. "Во-первых, …нас должны знать. Поэтому нам необходимо разработать планы представления ДальИНТК в органы государственной, федеральной, региональной, краевой и местной властей. Разработать план представления бизнесу, СМИ и общественности. Составить план проведения компаний, аукционов и других акций по сбору спонсорских взносов, благотворительных пожертвований для уставной деятельности ДальИНТК. Подготовить намерения ДальИНТК войти в фонд Сколково, другие формы и организации, создаваемые государством. Принять активное участие в федеральных целевых программах, региональных, отраслевых конкурсах. Есть информация, что подобный конкурс будет проводиться по кластерам, к нему мы будем готовиться. Если будет выполнен закон по развитию Приморского края, в нем тоже будет заложены средства, на которые мы можем рассчитывать".

Но есть еще одна перспективная форма получения необходимых средств — венчурные компании. И с представителями таких компаний представители ДальИНТК уже встречались. Плюс есть идея создать Дальневосточную венчурную компанию, которую "мы также должны поддержать и включить в план нашей работы".

И последнее, по списку, но не по значению, докладчик отметил: "Необходимо развивать межрегинальное и международное сотрудничество в области инновационной деятельности с научным и учебными заведениями, промышленными предприятиями различных регионов России и зарубежных стран". Иначе говоря, пообщаться со всеми "соседями" из краев-областей. С тем, чтобы выяснить, какие их разработки могут быть интересны нашему производству.
По итогам этой работы будет составлен план, и дальше — представлен правлению ДальИНТК.

Вместо эпилога

Завершая свое выступление, Михаил Колтович привел еще одно определение кластера: "…это всегда результат действий и взаимодействия большого числа участников инновационной экосистемы из самых разных отраслей науки, образования, бизнеса, финансовой сферы, которые, в значительной мере, стихийно собираются на ограниченной территории. И в конце концов образуют живую и самонастраивающуюся систему коммерциализации знаний". Часть этой формулы уже работает — участники такой "экосистемы" собрались. Осталось "включить" вторую часть — настроиться на работу. И работать…

«Прогресс Приморья», № 15 (177) от 20.04.2012 г.

Вадим Лавров

 

Отзывы (32)

Fleesiugs, 10.08.2012 12:25
Diunnyweisy, 10.08.2012 21:43
Vemcootsameta, 11.08.2012 0:40
Diunnyweisy, 11.08.2012 1:16
Diunnyweisy, 11.08.2012 4:42
Diunnyweisy, 11.08.2012 8:08
tuthsnals, 12.08.2012 20:34
Fleesiugs, 12.08.2012 22:32
Seablenal, 13.08.2012 0:14
Vemcootsameta, 13.08.2012 3:10
PlupCerruntee, 13.08.2012 22:10
PlupCerruntee, 14.08.2012 1:31
PlupCerruntee, 14.08.2012 4:52
PlupCerruntee, 14.08.2012 15:53
PlupCerruntee, 14.08.2012 20:09
lassarnignify, 14.08.2012 21:41
lassarnignify, 15.08.2012 2:51
lassarnignify, 15.08.2012 7:52
MayodoJaina, 20.08.2012 7:50
spizNottappox, 21.08.2012 13:06
Celsplutt, 22.08.2012 1:02
Piodadroffhef, 22.08.2012 1:45
Piodadroffhef, 22.08.2012 17:12
Celsplutt, 24.08.2012 17:32
MayodoJaina, 25.08.2012 1:10
Piodadroffhef, 27.08.2012 8:59
Celsplutt, 27.08.2012 9:05
Celsplutt, 28.08.2012 1:29
Piodadroffhef, 28.08.2012 23:52
Celsplutt, 29.08.2012 11:22
MayodoJaina, 08.09.2012 15:26
Mandycxk, 30.11.2012 22:43
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно