Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 августа, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

День воздушного флота России

У Дня воздушного флота России два отца-основателя: Николай II и Иосиф Сталин. Они оба в разные годы 20 столетия отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения. 12 августа 1912 года последний русский император сформировал при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы сегодня бы сказали, военно-воздушных сил и повелел передать в её ведение все вопросы развития нового рода вой­ск. Через два десятка лет Иосиф Сталин установил в Советском Союзе традицию праздновать День воздушного флота СССР, начиная с 18 августа 1933 года. Президиум Верховного совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать этот праздник уже в России, ежегодно в третье воскресенье августа.

Интересно то, что на третий день после революционных событий октября 1917 года по указанию Ленина было создано бюро комиссаров и воздухоплавания и первые авиационные отряды. В период Гражданской войны 1918–1922 годов авиаторы проходили испытание на прочность, закалялась их воля, росло лётное мастерство, складывались традиции. В те грозовые годы за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий, 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей награждены орденом Красного Знамени, 16 из них удостоены этой награды дважды, 5 человек – трижды.

Прочный фундамент развития нашей авиации был заложен в годы первых пятилеток, в ходе осуществления плана индустриализации Страны Советов. Развитие самолётостроения и моторостроения сочеталось с подготовкой авиационных кадров. В 1931 году активно включилась в авиационное движение молодёжь, ведомая всесоюзной комсомольской организацией. Более того, комсомольцы страны приняли шефство над Военно-Воздушным флотом. Молодые лётчики в предвоенные годы на отечественных машинах совершили ряд выдающихся дальних перелётов, установили немало мировых авиационных рекордов. Первыми в стране Героями Советского Союза стали лётчики А. Ляпидевский, В. Молоков, С. Леваневский, Н. Каманин, М. Слепнев, М. Водопьянов. И Доронин за участие в героической эпопее по спасению челюскинцев.

Транспортная авиация в период Великой Отечественной вой­ны 1941–1945 годов внесла немалый вклад в общую победу над германским фашизмом, было перевезено множество различных грузов, по воздуху доставлялись амуниция, медикаменты, продукты питания, корреспонденция для действующей армии и партизанских соединений. Если говорить о лётчиках-героях, то цифра награждённых впечатляет: более 200 тысяч получили за совершённые воздушные подвиги ордена и медали, 2 420 присвоено высокое звание Героя Советского Союза, 65 удостоены этого звания дважды, а А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб – трижды. За время войны 708 частей и соединений получили почётные наименования, 288 стали гвардейскими.

Послевоенный период отмечен небывалым подъёмом гражданской авиации. Получила развитие транспортная авиация, строительство самолётов гражданского назначения значительно повысило пассажиропоток. Можно было при хороших метеоусловиях преодолеть тысячные расстояния и в течение суток долететь до нужной точки Хабаровского или Приморского краёв. Более того, малая авиация, как говорится, за небольшие деньги доставляла советских граждан в отдалённые северные места, куда, как поётся в песне, "только самолётом можно долететь". При невысокой цене за проезд, к примеру, студенты имели значительные скидки. В одну из пятилеток 1970‑х годов в СССР планировалось перевезти 500 миллионов пассажиров и 11 миллионов тонн груза, и авиаторам удалось осуществить этот план. В год 50-летия ордена Ленина гражданской авиации СССР, тогдашний министр гражданской авиации, Герой Социалистического труда писал в книге "День аэрофлота": "Видимо, небезынтересно знать, что ещё с предвоенных лет по напряжённости воздушных линий Советский Союз прочно удерживает первое место в мире. Сейчас общая длина наших авиалиний превышает 778 тысяч километров.

Авиация связывает ныне между собой три с половиной тысячи городов и крупных населённых пунктов; но даже из самых удалённых посёлков, как правило, можно прилететь в районный, областной или краевой центры, в столицы республик и, разумеется, в Москву.

Самолёты Аэрофлота выполняют ежесуточно до трёх тысяч рейсов по центральному расписанию и перевозят в летний период до 400 тысяч пассажиров, то есть по существу население такого крупного города, как скажем, Тула, Иркутск, Краснодар или Ворошиловград".

После развала Советского Союза темпы выпуска машин гражданского назначения замедлились, теперь бывшие союзные республики стали отдельными государствами, куда совершают рейсы российские авиалайнеры, изготовленные как в нашей стране, так и за рубежом. Пассажиропоток неуклонно растёт не только за счёт полётов в страны ближнего зарубежья, но и в те государства, которые географически находятся далеко от столицы нашей родины Москвы. Современные туристы отдают предпочтение воздушному транспорту, круглогодично осуществляется самолётами и вертолётами грузооборот, как по России, так и за её пределы.

Если вернуться в прошлое отечественной авиационной промышленности, в 60–70 годы прошлого столетия, то отличительной чертой её развития стал выпуск новых образцов летательных аппаратов. Появились пассажирские сверхзвуковые самолёты. К их числу относится суперсовременный в то время самолёт Ту‑144. Репортажи о первом испытательном полёте печатали на своих страницах многие газеты страны, сегодня редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России публикует один из них. Он так и называется "Репортаж из сверхзука".

"Высота – 16 500 метров. Наш микрофон у инженера-испытателя "Ту‑144" Владимира Бендерова. Задание: "…На высоте 16 700 метров выполнить разгон до пр. 905 км/час. (М = 2,00, истинная скорость полёта – 2 160 км/час."). Отчёт о выполнении задания: Задание выполнено. Из полётного листа № 423 экипажа самолёта "Ту‑144".

Ему два года. Ровно два года назад самый молодой из туполевских самолётов впервые повстречался с небом. Был сырым и холодным тот день. Но всё же пригодным для лётной работы. Погоду испытатели "выпрашивали" у синоптиков больше недели. А её, как назло, не было. Люди ждали, собирались по утрам у ангара. Внешне экспериментальный самолёт напоминал большую задумчивую птицу. Голова с остро отточенным клювом, тонкое, плавно изогнутое крыло; сходство нарушает лишь огромный киль на спине. Оранжевый тягач выводил машину на лётное поле. Опустив голову, она покорно двигалась за ним, будто всматриваясь в бетонку, с которой начинался путь в небо. Ревели четыре мощных мотора. "Ту‑144", как спортсмен на разминке, совершал пробеги и подлёты.

И вот свершилось. Первый полёт. Весть о нём разнеслась по газетным полосам разных стран в предновогодний вечер. "Сверхзвуковой лайнер России опережает западных соперников… Россия проводит испытания раньше "Конкорда"… Преимущество за Советским Союзом!"

Прошло два года. Теперь первый сверхзвуковой пассажирский самолёт умеет многое. Командир корабля заслуженный лётчик-испытатель Эдуард Елян, второй пилот Герой Совесткого Союза Михаил Козлов, ведущий инженер-испытатель Владимир Бендеров и бортинженер Юрий Селивёрстов обучили Ту‑144 летать над погодой, на высотах, где нет ни гроз, ни болтанок, ни облаков. Четвёрка испытателей вывела самолёт за звуковой барьер, а затем на заданную инструкторами крейсерскую скорость, в два раза превышающую скорость звука. Чтобы возить пассажиров со скоростью в две с половиной тысячи километров в час, возить с комфортом и полной гарантией, конструкторам пришлось решить много инженерных и научных задач. Им помогали металлурги, химики, приборостроители. Для Ту‑144 создавались высокоточные алюминиевые сплавы, новейшее электронное оборудование, специальные системы для охлаждения самолёта. Как шутил Эдуард Елян: "На наружной обшивке самолёта можно жарить шашлык. Она нагревается до 130 градусов. В салонах температура нормальная, комнатная".

На проектирование новой машины и постройку первых образцов ушло почти пять лет. Казалось бы, чего проще, ведь дороги сверхзвука хорошо разведаны: их накатали военные лётчики, которые летают на этих немыслимых скоростях, однако конструкторы отказались от соблазна строить первый пассажирский сверхзвуковой на базе боевой машины. Их возражения были простыми и вескими: Аэрофлоту нужна быстроходная машина, в которой могли бы летать не тренированные лётчики-профессионалы, а обычные профессионалы и обычные пассажиры. Туполевцы создавали принципиально новый воздушный корабль –"бесхвостку" с треугольным крылом двойной стреловидности. Такие крылья следует называть "оживальными". На малых дозвуковых скоростях они работают, как обычные прямые. По мере разгона на разных режимах полёта постепенно оживают их аэродинамические качества. На больших скоростях крыло действует, как сверхзвуковое треугольное. Расчёты конструкторов оправдались: самолёт, как говорят специалисты, удался. Внутри он такой же, как его предшественники. В первом пролёте часть кресел убрали и заполнили освободившееся пространство экспериментальной аппаратурой. Самолёт превратился в летающую лабораторию. В полёте приборы фиксируют две тысячи показателей.

…К трапу мягко подкатывает "рафик". На борт машины поднимается экипаж: Бендеров, Козлов, Елян, Селеверстов – все в высотных доспехах, в гермошлемах. Пока они устраиваются на своих рабочих местах, бросается в глаза, что над их головами расположены люки, а в креслах установлены катапультные устройства. "Это так, для подстраховки, – уточняют испытатели, – пилоты будут летать в отутюженных костюмах". Ведущий инженер-испытатель рассказал, что все жизненно важные системы самолёта не только продублированы, но и четырёхкратно резервированы. Так что два отказа не в счёт. В соседнем отсеке электронный мозг "Ту" – вычислительная машина. Практически весь полёт идёт автоматически. Ещё одна любопытная деталь: стоимость электронного оборудования на "Ту‑144" составляет почти половину стоимости всего самолета.

Самолёт вырулил на взлётную полосу, набрал разгон и вскоре растворился в небе, обозначив себя еле заметной точкой. Испытательный полёт прошёл успешно".

«Прогресс Приморья», № 32 (494) от 17.08.2018 г.

Влас Сергеев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно