Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Корабли постоят…

Новый год неуклонно приближается. Текущий, 2014-й, выражаясь спортивным языком, финиширует. И финиш у него бурный, неистовый, напористый. Тут вам и колючие ветры, и обильные снегопады, и бесконечные дорожные пробки, которым не видно конца. И всё это навалилось разом в первый месяц зимы, который, словно в отместку за спокойные осенние дни и недели, решил без всяких текущих и перспективных планов испытать власть предержащих, снегоуборочную технику, все городские и краевые службы, но главное — граждан, от мала до велика, на прочность.

Пришла беда, как говорится, — отворяй ворота. Речь о том, что к этому всему добавились негативные последствия американо-европейских санкций. За кордоном путинские завистники радостно потирают руки, рассуждая о том, кто больше навредил России, кто меньше. Но есть хорошая русская пословица на эту тему, точно отражающая ситуацию: хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. За весь длительный период существования российского государства столько у неё было недругов, столько варваров, пытающихся, откровенно говоря, стереть с лица земли эту непонятную своей живучестью страну и её жителей. Которые, собрав в единый кулак волю, отбились и от нашествия Мамая, и от немецких рыцарей, разбили шведа под Полтавой, изгнали из Москвы польскую шляхту, прогнали с русской земли непобедимую армию Наполеона, вытолкнули интервентов разных мастей за пределы России в Гражданскую войну, победили фашизм во Второй мировой, вынудили капитулировать миллионную Квантунскую армию. Сегодня нас трудно назвать Иванами, не помнящими родства. На дворе не 90-е годы прошлого века, когда страну сотрясали межнациональные кризисы, инсценированные заокеанскими кукловодами.

Нет, Россия окрепла значительно. И она отнюдь не собирается быть изолированной от всего мирового экономического пространства. Есть надёжные связи по линии новых технологий, модернизации производственных процессов. И с такими партнёрами не страшны никакие санкции. С ними российские союзмашевцы находятся в постоянном контакте. И подобные отношения смягчают выпавшие на долю России испытания политического и экономического свойства. Импортозамещение, что вполне логично, становится актуальной темой, которая звучит в последние месяцы в унисон с событиями на Украине. Некогда дружественная нам страна никак не может выбраться из кризиса, несмотря на бесконечные финансовые вливания США и Евросоюза. И, кажется, здесь не скоро поймут, что в мире и согласии с проверенным веками соседом сосуществовать проще, а жизненно важные задачи вместе решать легче, нежели с сомнительным и очень далёким соседом. Россия готова к миру и согласию, но с другой стороны пока встречного движения нет. Наоборот, производственные связи, казавшиеся незыблемыми, оказались прерванными по инициативе нашего соседа. Что очень грустно. Но просто грустить в наше время нельзя, нужно действовать. Что и делается в государстве, которое атакуют на протяжении всего 2014 года различного свойства санкционеры, предрекая России невыносимое будущее, забыв очень важную вещь, что постоянные нападки и адекватная реакция на них только укрепляют наше единство. В нём, как известно, и есть наша сила. А импортозамещение отнюдь не новая проблема для России. Она существовала всегда, и во все века её удавалось решать в нашу пользу. Судите сами: начиная с того самого потешного флота, который придумал Пётр I, вопрос развития собственных производственных мощностей не сходил с повестки дня. Переняв положительный кораблестроительный голландский и немецкий опыт, император сумел построить собственный флот — российский, который в дальнейшем и ремонтировался, и строился на отечественных верфях. Россияне оказались способными учениками, впитав в себя, как губка, всё полезное и нужное. Невероятный толчок Россия получила за счёт строительства демидовских заводов. Фузеи, изготовленные для русской армии по отечественным лекалам, ничем не уступали зарубежным. Тульские оружейники прославили страну своим высокоточным, надёжным, неприхотливым к разным климатическим условиям боевым арсеналом. И так было во все времена, включая и Великую Отечественную войну, 70-летие которой российский народ будет праздновать в 2015 году. Да, мы страна, которая крепко охраняет свои земные и водные границы. Да, мы увеличиваем расходы на армию и военно-морской флот. И слава Богу, что вовремя спохватились, унизив наших военных дальше некуда. Но тогда у власти находились другие люди, другие политики, просящие помощи за океаном и прославляющие их образ жизни, тем самым перечёркивая всю многовековую историю государства Российского, вырезая из школьных учебников, на их взгляд, ненужные куски. Недаром слова песни, которую хорошо помнит поколение 60-х — 70-х годов прошлого века, — "Много раз тебя пытали, быть России иль не быть, Много раз в тебе пытались душу русскую убить..." — звучали на всех форумах, съездах, концертах, конкурсах. Именно "пытали" и "пытались", но сломали зубы о волжскую твердыню под Сталинградом, сложили оружие на Дальнем Востоке. Большая у нас страна, вот и хочется отщипнуть какую-то часть, а то и половину территории, сделав её не российской. Потому и базируются наши корабли на огромных просторах от Чёрного моря до Тихого океана, а воздушное пространство охраняет дальняя авиация и войска стратегического назначения. Сегодня и полюс долгих холодов находится под нашим оборонным влиянием. Оно как-то легче, когда здесь тоже граница защищена. Государство, судостроительные корпорации уделяют всё больше внимания Северному полюсу, который практически оказался ненужным государству в 90-е годы. Точно так, как не нужен стал и гражданский флот, без которого военному существовать не просто. Заглянем в историю.

"Арктика"

Бороздил ледовое пространство советского государства мощный ледокол "Ленин". О нём знал весь мир, но было и другое полярное судно, которое называлось "Арктика". Вот его характеристики, которые, без сомнения, заставят скептиков восхищённо и с уважением отнестись к данной информации. Итак, начнём. "Арктика", по мнению корабелов тех лет, являлась самым мощным ледоколом и предназначалась для проводки судов в ледовых условиях Арктики с выполнением всех видов ледовых работ. Судно обладало следующими техническими характеристиками: длина — 136 м., ширина — 28,0 м., высота борта — 17,2 м., осадка — 11,0 м., водоизмещение — 23460 т., мощность — 75 000 л.с., скорость — 21 узел. Атомная паропроизводительная установка размещалась в специальном отсеке в средней части ледокола. Каюты расположены так, что находились на жилой палубе и вне отсека с атомной установкой. Паротурбинная установка включала в себя два главных безредукторных турбогенератора мощностью по 37 500 л.с. Судно обладало высоким уровнем комфорта. Для обслуживания экипажа на ледоколе были предусмотрены кают-компании и столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, спортзал, плавательный бассейн, большая библиотека, учебный класс, механическая и бытовая прачечные, две финские бани, парикмахерская, фотокаюта, бытовая мастерская, санитарно-гигиенические помещения и так далее. Не правда ли, впечатляет? Даже в наше время, когда без ноутбука, смартфона, сотового телефона мы обойтись не в силах, такое обилие комфорта даёт повод для гордости. Но это не сказка, такое судно работало, и моряки долгие месяцы ходили на нём в полярные ледовые экспедиции. И наш, отечественный флот, которому Петром Великим было предписано быть, пользовался немалым авторитетом на международной арене.

"Космонавт Юрий Гагарин"

Заметим, что это не единственное судно, имеющее должное обеспечение для продолжительной жизни и деятельности на его борту. Так называемые в народе "научники" узнавались по огромным шарам, вызывая неподдельный интерес своей оригинальной конструкцией. Во Владивостоке такие суда стояли на 33-м причале, и любой желающий мог созерцать шары воочию. Когда-то научный флот располагал комфортабельным судном, названным в честь первого космонавта Вселенной "Космонавт Юрий Гагарин". Тогда на важнейших океанских трассах самолётов и судов стояли корабли погоды. Они предназначались для ведения наблюдений за изменениями в атмосфере над океаном и непосредственно в океанских глубинах. Словно маяки, "научники" сообщали самолётам и кораблям нужные сведения по данному району и имели возможность оказать помощь во время аварии. Преимущество "Космонавта Юрия Гагарина" перед другими судами было в том, что он собирал обширнейшую информацию по океану и имел чёткую связь с любым самолётом, судном, спутником Земли.

"Восток"

Помимо ледокольного и научного флота в стране получил широкое применение рыбодобывающий флот. Одним из флагманов было судно-завод "Восток". Уникальность этого гиганта заключается в том, что в районе промысла "Восток" был способен сам вести добычу и переработку рыбопродуктов, а также имел технологическую возможность спускать на воду мелкие суда, а по окончании промысла снова поднимать их на борт и уходить в другой район, более благоприятный для добычи.

"Белоруссия"

В 70-е годы торжественно со стапелей судостроительного завода сошла "Белоруссия". Тогда автопассажирский теплоход "Белоруссия" считался головным судном новой серии. Оно было задумано как многофункциональное морское судно, рассчитанное на перевозку пассажиров, автомобилей либо стандартных контейнеров. Теперь технические характеристики. Длина — 157 м., ширина — 21,8 м., высота борта — 19,1 м., осадка — 5,9 м., дедвейт — 2200 т., мощность — 18 тыс. л.с., пассажировместимость в дальнем плавании — 500 человек, в каботажном плавании, включая размещение на открытых палубах, 1024 человека, скорость — 21 узел. И о комфорте. На судне были созданы условия для обеспечения пассажирам максимальных удобств. Все каюты уже тогда были телефонизированы. Каждый пассажир имел возможность вести переговоры с береговыми абонентами непосредственно из своей каюты. К услугам пассажиров — рестораны, бары, салоны, бассейны для плавания с проточной водой, финские бани, гимнастический зал, эстрада, парикмахерские, фотолаборатория, торговый комплекс.

Судно служило пассажирам верой и правдой. И лишь перестроечные ветры перемен приказали "Белоруссии" долго жить.

Ясно, что судьбы многих океанских лайнеров неизвестны. Но хочется верить, что тем отечественным гражданским судам и кораблям военного флота, которые уже отработали положенный срок, но ещё способны приносить пользу туристическому сектору экономики, найдётся должное применение. Приморский край, где мы с вами живём, богат морскими традициями. Он интересен обилием памятников. И сегодня не то что часа не хватит, чтобы посмотреть все достопримечательности только одного города Владивостока, не хватит и светового дня. В этом приходилось убеждаться ни однажды, участвуя в экскурсиях, организованных Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России для гостей, прибывших с техподдержкой наших предприятий, выполняющих оборонный заказ министерства обороны. Если смотреть на вещи шире, то у Приморского края сегодня есть уникальный шанс создать на острове Русский музей военно-морского и гражданского флота, экспонатами которого станут суда и корабли, вписавшие в отечественную историю множество славных страниц. Пока есть шанс, его стоит использовать. Думается, при поддержке Русского географического общества, молодых архитекторов ДВФУ, конструкторов и судостроителей этот полезный проект можно воплотить в жизнь. И потомки, без сомнения, вспомнят тех, кто вложит в него душу и сердце, талант и фантазию добрым словом, как это происходит сегодня, когда наша молодёжь, восхищаясь золотыми мостами, вспоминает имена тех, кто в прошлом сначала мечтал, потом проектировал и верил, что ничего невозможного нет.

Газетной полосы мало для фактического материала о задуманном. Надеемся вернуться к данной теме ещё раз. Пока же с Новым годом вас, дорогие читатели газеты ПРО СМР "Прогресс Приморья", с новыми начинаниями и счастья в личной и семейной жизни! До встречи на страницах нашего еженедельного издания.

«Прогресс Приморья», № 51 (314) от 25.12.2014 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно