Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 января, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ремонтников готовили всегда…

Современный подход к обучению и воспитанию — залог подготовки специалиста новой формации

В прошлом году реформу образования обсуждали все без исключения регионы нашей необъятной России. Приморье, конечно же, не стало исключением. Тем более что подготовка к саммиту АТЭС 2012 года как никогда обозначила проблему с кадрами на предприятиях, входящих в Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России.

Осенью 2011 года, участвуя в экспертном семинаре, организованном Департаментом образования и науки Приморского края, который проходил на базе Профессинального лицея №6 г. Владивостока, представители СоюзМаш — "Дальневосточный завод "Звезда", Инженерная школа ДВФУ и другие — подняли наряду с разными вопросами и вопрос обеспечения ведущих приморских машиностроительных предприятий выпускниками учебных заведений начального профессионального образования (НПО).

Как показало время, кадровый вопрос остается актуальным и сегодня. Именно эту проблему спустя несколько месяцев обсудил наш корреспондент с директором Профессионального лицея №6. И выяснилось, что большинство учебных заведений НПО продолжают движение по инерции, лишенные в массе своей возможности что-либо изменить. И это в тот период, когда современное производство диктует свои, особые требования к выпускникам. Современный рабочий — это не просто винтик в громадной и неповоротливой машине, это грамотный, тщательно обученный (или, если следовать аналогии — "отшлифованный") специалист, умеющий гибко и оперативно реагировать на те процессы, которые претерпевают изменения в некогда слаженной конструкции, называемой производством.

Впрочем, есть и иные примеры (следует признать — редкие) подготовки рабочих кадров, доказавшие свою высокую эффективность. Методы, откровенно говоря, не новы: грамотное выстраивание отношений "ученик — преподаватель", повышенное внимание к нуждам и чаяниям студентов, налаженный диалог с будущими работодателями и, конечно же, современные методы обучения, максимально приближенные к реальным условиям. Пожалуй, так, очень коротко, формулирует работу Профессионального лицея №6 г. Владивостока его директор Василий Налома. Как результат — все без исключения выпускники находят работу. Да что там находят — не дожидаясь диплома, их "разбирают" за полгода до окончания лицея, который давно стал престижным учебным заведением как для студентов, так и для работодателей. Замечу, что по статусу это уже не ПТУ, но образовательное учреждение, дающее знания повышенного уровня. Подобная трансформация, заключающаяся отнюдь не в смене вывески, позволила из числа молодежи, подающей документы, отбирать лучших. "Чистых" троечников — единицы.

"Мы ежегодно выполняем план по набору процентов на 150. Если набор у нас 175 человек, то приходит 300-400 человек. Существует конкурс, причем как по знаниям, так и по здоровью". Кстати, возможно, последним условием для поступления объясняется и феномен непобедимости лицеистов в спартакиадах между учреждениями НПО. Здесь функционирует качественный тренажерный зал, работает титулованный тренер, и... сам руководитель лицея в прошлом мастер спорта по боксу. А в настоящем — "спортивный папа", обыгрывающий своих студентов в настольный теннис. Между прочим, личный авторитет среди учеников Василий Иванович считает одним из важнейших условий эффективного обучения. "Они же видят — я не курю и не употребляю... Для них это важно. И еще я никогда на них не кричу. Могу в кабинет пригласить, чтобы объяснили ситуацию..." Забота о своих "детях" проявляется у руководства и в мелочах — установленных в холле кофейных автоматах, бесплатном питании, новом комфортабельном общежитии.
И все же главный вопрос, который приходится решать, — как научить молодых людей выбранной ими специальности. Разработанные в лицее программы максимально учитывают специфику производства. И потому "перекос" в сторону технических дисциплин очевиден.
"Сегодня перед ними поставлена задача — машинист должен иметь минимум среднее техническое образование, — объясняет такой подход к делу Василий Иванович, — ведь в кабине электровоза электроники больше 30%. И повышенное образование — требование времени. Скоростная дорога, которую строят уже и у нас (Аэропорт — Владивосток) требует высокой квалификации".

Но учебные программы — далеко не всегда главное в учебном процессе: как нередко бывает, многое упирается в деньги.
"Сегодня ПТУ испытывает трудности, не помогают... — сетует Василий Иванович. — Мы каждый год выпускаем для железной дороги специалистов, но при этом в их подготовку не вкладывается ни копейки! Ни ДВЖД, ни местными ремонтными депо. Мы существуем только за счет бюджета края. Но этого не достаточно". Оно и понятно, материально-техническая база требует обновления, причем постоянного. Сегодняшние электровозы напоминают прежние лишь внешне. И это не говоря о скоростных "суперах" типа "Сапсан". И значит, плакатами, макетами и объяснением "на пальцах" уже не обойтись.

"Для того, чтобы подготовить современного машиниста, нужен тренажер, — поясняет директор лицея. — Он стоит около 5 миллионов. Для края это непозволительная роскошь, а обращение к железной дороге вызвало неожиданную реакцию — лицей нам не нужен, необходимые кадры даст ДВГУПС (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)..."
То судьбоносное совещание в Хабаровске с участием полномочного представителя президента в ДВФО и губернатора Приморского края директор лицея помнит хорошо. Еще и потому, что именно тогда наконец-то прозвучало, что лицей №6 — единственное учебное заведение Приморского края, где готовят кадры для ДВЖД. И ни один инженер в машинисты не пойдет. Просто не пройдет комиссию...

"Как результат, машинистов поставляет Таджикистан и Узбекистан, — говорит Василий Иванович, — квалификация таких специалистов сомнительна. Согласно статистическим данным Центра занятости населения, дефицит рабочих кадров на ЖД порядка 5 тысяч человек. И после этого вопрос, вроде, сдвинулся..."

И как сдвинулся! Результатом "того" совещания стало предложение ректора ДВГУПС о передаче лицея №6 университету в качестве филиала. Для того, чтобы на его базе создать три факультета — НПО, СПО и ВПО.
"В России масса примеров, когда мастеров и инженеров готовят по мере необходимости, по способностям, наличию потенциала, — говорит Василий Налома (будущий ректор филиала ДВГУПС), кандидат технических наук, почетный автотранспортник. — И главное, что готовят за счет производства. По этому направлению сегодня идет РЖД, и я, как транспортник, считаю это правильным".

Конечно, сложностей впереди немало. Тут и лицензирование самого лицея, и аттестация сотрудников начиная с директора, и подбор профессорско-преподавательского состава. Но в случае положительного решения сегодняшние лицеисты вполне смогут продолжить обучение по программе СПО. А там, глядишь, и программа ВПО подоспеет.

Но это — дело будущего. Пусть и не особенно далекого. Пока же идет обычная работа, налаженный и отстроенный учебно-воспитательный процесс, для гармоничного завершения которого необходима плотная связь с производством. Поскольку без нее все происходящее просто не имеет смысла. И, похоже, что и в этом вопросе процесс также пошел...

"Я считаю, что и здесь начались изменения, — итожит директор Профессионального лицея №6. — Отношение к нашим ребятам стало мягче, внимания больше, интерес повышенный. Их ждут. Правда, лишь там, где все налажено. Так, хорошие отношения сложились с нашим моторо-вагонным депо, работаем с Партизанском и Смоляниново. Но это больше личные отношения. Не удивляйтесь, но даже договоры на производственное обучение мы подписываем... в Хабаровске! В дирекциях, которые подчиняются Москве. А там не всегда на месте владеют ситуацией. И все эти проволочки сказываются на детях".

Стоит заметить, что выпускников лицея можно встретить не только на железной дороге, они трудятся в цехах машиностроительной отрасли, авторемонтных мастерских, переквалифицируются в судоремонтников, продолжают обучение в Инженерной школе ДВФУ. Профессиональный судомеханик

Б.А. Амяга, полвека отдавший большекаменскому заводу "Звезда", убежден, что профессиональный машиностроитель должен и субмарине придать надлежащий вид, и тепловоз поставить "на колеса". Таковы современные требования к специалисту рабочей профессии широкого профиля.

Справка

Годом рождения лицея можно считать далекие 20-е годы прошлого столетия. Тогда в России еще не было единой системы начального профессионального образования. Но в связи с тем, что страна остро нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах, в октябре 1923 года на ст. "Первая Речка" во Владивостоке была открыта железнодорожная школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), которая выпускала железнодорожных слесарей и путейцев.
1940 год — в рамках созданной в стране единой системы профессионально-технического образования на базе железнодорожной школы было основано железнодорожное училище — ЖУ-1. Из отслуживших положенный срок станков был восстановлен токарный и создан лучший в крае слесарный цех, оборудованы кузнечная и литейная мастерские.
1941 год — 160 выпускников училища трудились на станциях
"Эгершельд" и "Надеждинская". Из вагоноремонтного и паровозного депо поступил заказ на досрочный выпуск учащихся.
1942-1945 годы — училище выпускает продукцию для фронта. Учащиеся изготовляли стабилизаторы для мин, детали к ручным пулеметам; к солдатским шинелям пришивали пуговицы, которые тоже производили в стенах училища.
1949-1950 годы — в училище изготовлена модель паровой машины серийного паровоза С-7, которая экспонировалась в Москве на ВДНХ. Работа учащихся заняла 2-е место, а училище было награждено денежной премией.
1954-1955 годы — на базе училища создана типография. Началась подготовка полиграфистов, в частности специалистов ручного набора текста — прообраз современной профессии
"оператор на наборно-компьютерной технике"
1959-1960 годы — в училище началась подготовка помощников машиниста электровоза и тепловоза.
1992 год — в связи с повышением своего квалификационного статуса училище стало называться
"Владивостокский железнодорожный лицей № 6", а с 2000 года — Краевое государственное общеобразовательное учреждение НПО "Профессиональный лицей № 6" г. Владивостока.

«Прогресс Приморья», № 4 (167) от 02.02.2012 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно