Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
03 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Жить, творить и видеть перспективу

Так уж сложилось, что за свою трудовую жизнь — за 46 лет долгой и добросовестной работы — Владимир Николаевич Никулов успел потрудиться на нескольких градообразующих предприятиях, в основном — в цехах тех, что являются членами Союза машиностроителей России. За многолетний период работы им освоено немало профессий — рабочего, мастера, инженера-технолога-конструктора, руководителя основного состава.

Его знания, опыт, ответственность и творческий подход к работе были востребованы везде и всегда.

Выбор профессии

Какой мальчишка не мечтал стать космонавтом, летчиком, капитаном! Володя с детства хотел быть моряком. Грезили с другом учиться во Владивостоке. Но решение Володиного отца, Николая Павловича, было однозначным — сначала получить надежную и фундаментальную профессию в родном городе. Ослушаться его было никак нельзя. В дальнейшем жизнь доказала, что Николай Павлович оказался прав, и поговорка "где родился, там и пригодился" — как раз о его сыне. Сказал — сделал: профессия получена.
Семья Никуловых жила в Яковлевском районе в селе Угодинза, которого уже и на карте-то нет. Отец работал фельдшером, мама, Анна Семеновна — медсестрой. Когда родился Володя, семья перебралась в Арсеньев.
Отец устроился помощником санитарного врача по промышленной санитарии, мама — акушеркой в роддоме, потом в хирургии. Когда открылась новая межрайонная больница, оба перешли работать в это медучреждение
Окончив восьмилетку, Володя поступил в Приморский авиационный техникум. В то время это была незаменимая кузница инженерно-технических кадров для машиностроительных предприятий не только Приморья, но и всего Дальнего Востока. Специалисты ПАТа всегда были нарасхват.

Юноша выбрал совершенно новую специализацию, на которую в то время впервые проходил набор студентов, — гироскопию. Направление, напрямую связанное, в первую очередь, с деятельностью завода "Аскольд", который выпускал навигационную аппаратуру — морские гирокомпасы и другие высокоточные навигационные приборы, экспортируемые в 25 стран мира.

Было ужасно обидно, что для зачисления на эту престижную профессию гироскописта не хватило балла. Ему предложили перевестись на "обработку металлов резанием". Он согласился.

Еще будучи студентом, Владимир впервые перешагнул проходную завода "Аскольд", ныне активного представителя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Полгода проходил производственную практику в механическом цехе № 18. Работал в группе Виктора Стрижкина. Стоит отметить, что на практикантов руководство предприятия всегда обращало особое внимание и пристально присматривалось к ним. Ответственных, добросовестных и прилежных ребят приглашали к себе на работу.

"В цехе ко мне отнеслись серьезно, — вспоминает Владимир Николаевич. — Доверили ответственную работу на расточном станке. Вскоре я сдал на третий разряд токаря-расточника. Обрабатывал корпусы навигационных систем "Курс". Получал приличную по тем временам заработную плату — 120 рублей".

На преддипломной практике Володя опять работал на "Аскольде", но уже мастером в цехе № 5. И одновременно готовил дипломный проект.

В 1968 году защитил диплом на "отлично". И вот она — без пяти минут самостоятельная взрослая жизнь.

На распределение студентов в город Арсеньев приехали директора многих заводов. У Володи было явное преимущество — право выбора предприятия. Таковым стал "Радиоприбор". Все-таки приморская столица.

"Радиоприбор"

Его сразу же взяли помощником мастера на токарно-револьверную группу по изготовлению крепежа. Вскоре подошло время отдать долг Родине. Служба проходила на флоте в поселке Тихоокеанском. Приятный поворот судьбы, который осуществил его детскую мечту. За флотскими буднями время пролетело незаметно. Вот он, окрепший и возмужавший, полный сил и энергии, готов работать на гражданке. Тем временем друзья настоятельно зовут его вернуться в родной город Арсеньев.
Пришел Владимир к директору "Радиоприбора" и сказал как есть: "Я собрался на родину, на "Аскольд"". Руководитель отлично знал машиностроительный завод и одобрил выбор молодого человека. Престижный и современный завод, награжденный орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники и досрочное выполнение пятилетнего задания.

"Аскольд"

На предприятии Владимиру предложили поработать токарем-расточником в механическом цехе № 37, где осваивали изделия для крейсеров ВМФ. Вскоре молодого рабочего отправляют в командировку в Ленинград на Пролетарский завод. На тот момент там не хватало рабочих кадров, поэтому приходилось выручать — оказывать шефскую помощь. Аскольдовец растачивал огромные корпусы, которые, представьте себе, поднимали и устанавливали на станок подъемным краном. С такими крупногабаритными деталями Владимиру пришлось столкнуться впервые. Ничего, справился.

"Месяц пролетел незаметно, — рассказывает Владимир Никулов. — Стали меня уговаривать остаться — не согласился.

Вскоре старший мастер Михаил Федорович Сухоруков пригласил меня поработать мастером в цех № 5, где когда-то, в студенчестве, я проходил практику".

Через год он уже работает инженером-технологом, конструктором в цехе. На заводе его производственная деятельность прочно переплетается с общественной: Владимир — секретарь цеховой комсомольской организации, участник всех заводских культурно-массовых и спортивных мероприятий, туристических слетов. Сплавляется на байдарке по рекам не только Приморского края.

Чуть позже ответственного и квалифицированного сотрудника с удовольствием берут начальником подготовки производства в цех товаров народного потребления, специализирующийся на выпуске различных замков.

Время неумолимо бежит вперед. В технологическом отделе завода организовывается бюро автоматизации и механизации под руководством Владимира Соснина. На предприятии начался новый этап научно-технической революции — внедрение промышленных роботов серии "Бриг" для обслуживания токарных станков, прессов и другого оборудования. Завод называют флагманом Приморского края в деле внедрения роботокомплексов. Сюда съезжаются специалисты со всего Дальнего Востока — перенимать передовой опыт по внедрению новых изделий. Творческая группа конструкторов — Владимир Никулов, Виктор Губа, Владимир Дубина, Александр Твердяков, Юрий Егоров — внедрила более пятидесяти промышленных механических роботов и автоматических манипуляторов. Творческая работа, которая воодушевляла, заставляла мыслить, творить, совершенствовать производство, приносить прибыль.

Экономическая перестройка стала поводом для свертывания перспективного направления развития и модернизации производства, и Владимира Николаевича переводят начальником ПП механического цеха № 13.

"Прогресс"

В последующие 90-е годы на "Аскольде" перестали выдавать заработную плату. Вопрос "Как содержать семью?" стал наиглавнейшим. Тем более что двое сыновей — студенты. Вот и пришлось искать другое место работы.

В Арсеньевской авиакомпании "Прогресс" дела шли лучше. С удовольствием взяли Владимира Никулова конструктором в механосборочный цех № 9. Однако позже и там с зарплатой стало туго. Сложившаяся непростая жизненная ситуация вынуждала и заставляла искать выход. Чувство долга и ответственности перед близкими заставили главу семейства уйти с завода.

Стал он ездить в тайгу, собирать орехи, продавать их. Выручали две дачи.

Сельхозтехника и "ТВС"

В 1994 году "Аскольд" получил хороший заказ на изготовление сельскохозяйственной техники. Цех № 23 по ремонту станков и изготовлению нестандартного оборудования быстро перепрофилировали в производство сельскохозяйственных агрегатов. Владимира Николаевича пригласили в этот цех конструктором.

Освоение сельхозтехники было делом совершенно новым. Сотрудники конструкторского бюро ездили в крестьянские хозяйства, нарабатывали опыт, анализировали работу техники на полях. Предприятие выпускало более тридцати наименований сельхозагрегатов.

Производственная нестабильность и сворачивание производства преподнесли новое испытание и опять заставили его искать другую работу. Не в его характере опускать руки и плыть по течению.

Высококвалифицированного специалиста везде брали на работу с удовольствием. В 1998 году Владимир Николаевич устроился конструктором производственно-технического бюро на МП "Тепловодоснабжение", или котельную "Курс". Проектировал различные детали, приспособления для котельного оборудования.

Затем попробовал свои силы в качестве старшего мастера в котельном цехе.

"Работа интересная, но хлопотная, в любой момент могла возникнуть нештатная аварийная ситуация, — продолжает Владимир Николаевич. — Мне удалось усовершенствовать работу системы безопасности, что дало возможность исключить вероятность возникновения аварии".

Отлично справился он и с работой старшего мастера по ремонту оборудования котельной. А потом, как обычно бывает у всех, незаметно подкрались пенсионный возраст и заслуженный отдых.

Но сидеть дома Владимир Николаевич не привык. Решил опять вернуться на союзмашевский  "Аскольд". Сейчас трудится инженером-конструктором в отделе главного конструктора.

Освоение новых видов изделий требует новых конструкторских разработок. Специалист с большой буквы, В.Н. Никулов отвечает за оснастку для испытаний клапанов на вибростенде.

Весомый вклад

Талантливым людям всегда свойственны творческий порыв, умение изучать и анализировать, мыслить и изобретать. Какая-то присущая только им инициатива, целеустремленность и огромное желание обосновывать, защищать свои рационализаторские предложения и работать самостоятельно. Видеть наперед перспективу развития производства. В этом и есть стержень инженерного труда.

На каком бы предприятии ни работал Владимир Николаевич, он везде участвовал в рационализаторском движении. Его предложения давали ощутимый экономический эффект.

Владимир Николаевич — победитель социалистических соревнований за звание "Лучший по профессии". Ему трижды присваивали звание "Лучший инженерно-технический работник" с вручением свидетельства и ценного подарка.

В прошлом году он награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли РФ.

Значит, прав был его отец. Из сына получился отличный рабочий, грамотный инженер, конструктор, новатор, изобретатель. Человек и специалист с большой буквы, который своим добросовестным трудом внес огромный вклад в развитие предприятий города и края.

«Прогресс Приморья», № 26 (289) от 03.07.2014 г.

Полина Георгиева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно