Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Конструктор летательных аппаратов

Живая человеческая мысль и технический прогресс связаны воедино. Одно без другого существовать не может. Мысль рождает идёю, которая вызревает до того состояния, когда её воплощение становится делом многих людей. Но изначально эта идея принадлежит кому-то одному или группе изобретателей. И лишь потом начинается конструирование, испытания и проверка изобретения на прочность в естественной среде. Изобретатели и конструкторы — товар штучный, и когда они объединяются, создаётся мощный мозговой кулак.

Российская земля всегда славилась талантливыми людьми. Благодаря их бесстрашию, оригинальности научных решений, тесному взаимодействию стало возможным не только создать сверхзвуковые летательные аппараты, но и запустить в космос ракету с человеком на борту. Сегодня — это дело привычное и полёты стали работой космонавтов. Талант и трудолюбие проявили многие известные конструкторы. Имена В.А. Дегтярёва, Ф.В. Токарева, В.Г. Грабина, И.И. Иванова, С.В. Илюшина, Ж.Я. Котина, Н.А. Кучеренко, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, А.А. Морозова, Ф.Ф. Петрова, С.Г. Симонова, А.С. Яковлев, М.Т. Калашникова известны далеко за пределами нашей страны. В один ряд с ними можно поставить М.Л. Миля, Н.И. Камова, С.В.Михеева и других конструкторов вертолётов разных модификаций, производимых на предприятиях оборонного комплекса, в том числе и на ОАО ААК "Прогресс", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В этом же ряду — выдающийся советский конструктор самолётов, доктор технических наук Павел Осипович Сухой, который всю свою жизнь посвятил развитию авиации, был одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

До войны

П.О. Сухой родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое (ныне — город Глубокое Витебской области в Белоруссии) в семье учителя. После окончания гимназии в 1915 году он поступил в Московское высшее техническое училище, откуда в 1916 году был мобилизован в армию, где окончил школу прапорщиков. После демобилизации вернулся в училище и окончил его. С 1925 года П.О. Сухой работал инженером-конструктором в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ).

Под руководством А. Н. Туполева молодой конструктор разработал истребители И-4 и И-14. При создании самолета РД (АНТ-25) он был начальником конструкторской бригады. Затем работал главным конструктором при разработке самолета "Родина" (АНТ-37), на котором отважные советские летчицы В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова в сентябре 1938 года совершили рекордный по тому времени (6450 км) беспосадочный перелет по маршруту Москва — район Комсомольска-на-Амуре. С 1939 года П.О. Сухой — главный конструктор опытного КБ, а с 1955 года — генеральный конструктор ОКБ. Под его руководством было создано свыше 50 конструкций самолетов.

В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, коллективом, возглавляемым П.О. Сухим, были созданы самолеты с высокими летно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой Су-2 его конструкции строился серийно и успешно громил немецко-фашистских стервятников в небе минувшей войны. Бронированный штурмовик Су-6, созданный П.О. Сухим в 1942-1943 годах, наводил страх на гитлеровцев.

После войны

В послевоенные годы коллективом конструкторского бюро под руководством П.О. Сухого был разработан целый ряд боевых сверхзвуковых реактивных самолетов. Существенным вкладом в дело повышения обороноспособности нашей Родины явились созданные П.О. Сухим в 1955-1956 годах сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидными и треугольными крыльями. На самолетах конструкции П.О. Сухого были установлены два мировых рекорда высоты и два мировых рекорда скорости полета. П.О. Сухой воспитал многочисленные кадры конструкторов и инженеров, работающих ныне в авиационной промышленности.

КБ Сухого действует

В 1975 году первый полёт выполняет бронированный штурмовик Су-25, предназначенный для поражения целей на поле боя. Су-25 — первый советский серийный реактивный штурмовик, имеющий несколько модификаций, в настоящее время составляет основу армейской авиации РФ. В 1984 была создана модификация Су-25 для уничтожения танков и другой бронетехники (Су-25Т). После модернизации самолёт получил название Су-39. Но широкого распространения он не получил, так как время его появления пришлось на начало 90-х годов — он был довольно дорог. В настоящее время ведется модернизация парка самолётов Су-25 путём тотальной замены бортового оборудования и изношенных частей самолёта без изменения его конструкции. Интересный факт: стоимость модернизации одного самолёта меньше, чем стоимость его утилизации. Модернизированные таким образом самолёты носят название Су-25СМ для одноместной машины и Су-25УБМ для учебно-тренировочной.

Су-27

В 1969 году в ОКБ приступают к разработке истребителя четвёртого поколения, в конструкции которого были реализованы интегральная компоновка, аэродинамическая схема со статической неустойчивостью в продольном канале, система электродистанционного управления. А в 1977 году прототип истребителя Су-27 совершает первый полёт. В последующие годы на базе Су-27 созданы Су-27УБ, Су-30, Су-32, Су-33.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1975 г. ОКБ было переименовано в Московский машиностроительный завод имени П. О. Сухого.

В конце 1980-х годов в ОКБ им. Сухого осуществлен прорыв в область режимов сверхманевренности — в область, которая до настоящего времени не освоена самолётами других фирм мира, за исключением самолётов "РСК "МиГ". Манёвры в режимах сверхманевренности "кобра Пугачева", "колокол", "хук" выполняют летчики-испытатели на самолётах Су-27, Су-30, Су-33.

Су в 1990-е годы

В середине 1990-х годов самолёты Су-30МК были оснащены двигателями с управляемым вектором тяги, что позволило существенно расширить область освоенных режимов сверхманевренности, исключить проблемы сваливания и штопора и повысить престиж самолёта марки Су как наиболее безопасного и свободного от ряда серьёзных ограничений в маневренном воздушном бою.

Для реализации наработок по конструктивным решениям, освоения новых материалов и технологических процессов создаётся опытно-экспериментальный самолёт Су-47 (первый полёт — в 1997 году), который ошибочно принимается СМИ за новый боевой самолёт и "награждается" за свой непривычный внешний вид многочисленными выдуманными качествами и возможностями.

Опыт по созданию авиационной техники, накопленный коллективом ОКБ за многие десятилетия, позволил создать семейство спортивно-пилотажных самолётов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах мира и Европы 156 золотых медалей (всего — 330).

В начале 90-х годов в ОКБ были развернуты работы по гражданской тематике, а в 2001 году совершили первые полёты грузопассажирский самолёт Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л.

«Прогресс Приморья», № 27 (341) от 16.07.2015 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно