Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Взаимодействие в вопросах кадрового обеспечения

Окончание. Начало в № 47

"Это говорит о том, что если мы с вами будем очень плотно работать в рамках всего цикла подготовки кадров, то есть возможность отобрать самых талантливых. Если мы с вами будем очень тесно взаимодействовать с точки зрения насыщения образовательного процесса, а федеральные и государственные стандарты, которые сейчас появляются, позволяют это сделать, то мы сможем выстроить и образовательную траекторию таким образом, чтобы вы получили именно тех выпускников, которых не надо переучивать первые год-два либо доучивать".

Директор ДВ РУМЦ Анвир Фаткулин: "Вопрос инициирован ректором Дальневосточного федерального университета, потому что стоят большие задачи по повышению качества целевого обучения. И это федеральный вопрос. Вузы сейчас повышают свой уровень взаимодействия с работодателями, наращивают качество целевого бучения, и ДВФУ в этом списке, который был представлен на военно-промышленной комиссии, сейчас на 15 месте. Гособоронзаказ будет выполняться, большие деньги направлены на модернизацию военно-промышленного комплекса России, новые технологии появляются, и потребность в квалифицированных кадрах возрастает. И механизм решения этого вопроса требует нашего с вами сосредоточенного внимания, только тогда будет движение вперёд. Для сегодняшнего целевого обучения характерны две особенности: заказчик сам в результате профориентационной работы отбирает молодёжь, которую отправляет на обучение в своих интересах. И второе — это наличие договора между заказчиком и вузом о целевом приёме, по которому вуз организует конкурс среди тех ребят, которых заказчик направил. Университет отбирает и зачисляет в рамках конкурса целевого приёма кандидатов. Предприятия-заказчики направляют, контролируют процесс обучения, принимают ребят на практику, помогают с соцобеспечением и по завершении обучения студентами заключают с ним трудовой договор. Такая схема сейчас действует, и главное ключевое лицо в ней — это заказчик.

В Инженерной школе ДВФУ в этом году был проведён опрос студентов целевого обучения, чтобы узнать о их приоритетах. И получили такой ответ: карьера, заработная плата, жильё и только затем — стипендия во время обучения. Большую роль при выборе абитуриентами этого вида обучения играла и возможность бесплатного поступления. В своих пожеланиях к предприятиям-работодателям студенты высказали предложения повысить для них стипендию, не задерживать её выплату, оплачивать проезд в кампус, гарантировать им хорошую зарплату, а самим предприятиям постоянно повышать свой собственный престиж".

Начальник отдела профориентации и взаимодействия с работодателями ИШ ДВФУ Анатолий Боровик: "Предприятия закрывают приблизительно 50 % целевых мест, и ещё столько же — 50 % целевиков — отсеиваются из-за слабого знания физики и математики. Инженерная школа бьётся над тем, чтобы довести знания этих студентов до определённого уровня и организовать для них дополнительные занятия — нулевой курс и нулевой семестр, и надеемся до нового года решить этот вопрос. Надо также организовать в Инженерной школе какое-то подразделение, которое помогало бы вытягивать нам этих студентов, чтобы они сумели получить специальность. Востребованность же в целевом наборе большая, и к 2020 году она увеличится в разы. Уже сегодня очевидно, что надо делать учебные рабочие программы для студентов-целевиков. Один из самых больших заказчиков на целевое обучение — это ДЦСС. Но пока, к сожалению, в вузе нет никаких особых условий по работе с целевиками.

Предприятиям нужны инженеры, подготовленные по специальным программам, приближенным к производственным условиям. Но ИШ, видимо, не является главным приоритетом для университета. Это мы понимаем, исходя из того, что происходит с лабораторным оборудованием Школы: недавно у нас изъяли под Центр изучения русского языка более 600 кв. м лабораторных площадей, да и сам лабораторный корпус уже длительное время так и не могут запустить".

Руководитель регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), генеральный директор ОАО "Дальприбор" Роман Титков: "Для чего нужен целевой набор? Он даже не столько нужен для предприятий, чтобы выполнять оборонный заказ, сколько он нужен для России. Мы с вами знаем, как запущена инженерная подготовка, как сегодня не хватает инженеров. Это связано с годами, когда инженеры шли в торговлю, когда были перестройки, перестрелки, работа стояла, не работали заводы. В последнее время гособоронзаказ увеличился от двух до пяти раз, а задания правительства представляют порой неподъёмную ношу для предприятий. И, тем не менее, делать надо. Исполнение гособоронзаказа идёт очень трудно, и 40-50 % этих трудностей приходится на кадровые вопросы. Из них большая часть затрагивает именно квалификацию и касается образовательного процесса. Для выпуска продукции нужны квалифицированные инженерно-технические работники. Сегодня появляются новые технологии, а значит, и новые вызовы для работы на предприятиях и достижения поставленной цели. А престиж рабочей профессии не повышается: как втоптали его в 90-е годы, так он и не может подняться. Играют тут роль и зарплаты, которые связаны с ценообразованием, и наша отдалённость, наши тарифы, отсутствие здесь жилья. Мы понимаем, что задача любого предприятия — создавать условия для привлечения и закрепления квалифицированных кадров. Требуется сегодня и больший контакт между вузом и предприятием для усиления и улучшения самой программы, которая пока только на 70 % удовлетворяет нашим запросам. И движение к этому надо усилить. В 2015 году половина потенциала завода ОАО "Дальприбор" по набору не реализована, несмотря на бесплатное для таких договорников обучение. А причина кроется в школе, где нехватка учителей, низкие зарплаты, и школьники не хотят и не готовы сдавать физику. Помните, раньше были учебно-производственные комбинаты (УПК) для учеников 8-11 классов, где давались базовые понятия о профессии? В наше время с детьми работают только нефтяники и банки — та сфера, где профессии связаны с высокой доходностью. В самом вузе кадровая проблема тоже имеет место: порой зарплата преподавателя не достигает 20 тысяч рублей. А как за такие деньги можно учить людей? Часто к нам на практику приходят студенты без руководителей практики и чёткого понимания задач по практике. И мы сами пытаемся их разглядеть, помочь им и удержать у себя.

По остаточному принципу принимаются дети на наши специальности — проходной балл 51. На другие специальности, более престижные — проходной балл выше, и те, кто не прошёл там, идут на механиков и инженеров. В этой связи у нас предложение — не набирать "случайных" людей, увеличить проходной балл и набирать тех, кто действительно хочет стать инженерами. "Лучше меньше, да лучше".

Программы обучения составлены таким образом, что требуют ещё внимания работодателей. Мы просили бы, чтобы практики у будущих инженеров было больше, а для целевиков — особенно. Практика после первого-второго курса — всего лишь две недели. Своих целевиков мы уже оставляем на месяц: рассказываем всё о предприятии, показываем. Есть ещё проблемы, которые относятся не столько к вузу, сколько к государству — ценообразование на военную продукцию, общежитие и жильё для работников. Эти вопросы крайне сложно решаются в Приморье, а значит, будет продолжаться отток людей: 6 тыс. человек в год (согласно статистике) вместе с детьми — нашими потенциальными рабочими и инженерами.

Наши предложения: ввести для учеников 8-11 классов уроки профориентации, показывать им технические, инженерные профессии; повышать престиж рабочих профессий: ряд заводов в Приморье уже сегодня закупает высокоточную технику, и требуется самый высокий уровень подготовки кадров; увеличить проходной балл на технические специальности и увеличить длительность прохождение практики на заводах. А затраты на обучение специалистов заложить в военное ценообразование. Это ранее предлагал и А. Фурсенко на одном из совещаний, но пока ничего так и не было сделано".

Роман Владимирович напомнил, что подобное совещание проходило несколько лет назад, еще в ДВПИ, где затрагивались те же самые вопросы, которые обсуждались и на этом Круглом столе. За это время ситуация не изменилась, если только не считать сам факт появления целевого набора, поэтому и требуется дальнейшее, более результативное продвижение в этом вопросе. Предполагается наметить план мероприятий, который помог бы решить кадровый вопрос, и от слов перейти к конкретным шагам.

Руководитель аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаил Колтович: "В университете говорят, что могут всё, но для этого представителям университета сначала надо побывать на наших предприятиях. Круг проблем по целевому набору намного шире, чем отношения между университетом и самими предприятиями. Это и проблема повышения процента рентабельности предприятия, и пропаганда престижа работы на заводе. Есть много интересных заводских мероприятий: слёты, спартакиады, конкурсы мастерства, и средства массовой информации должны уделять им особое внимание, если мы хотим повысить престиж работы на производстве. Один только Слёт работников предприятий Приморского регионального отделения Союза машиностроителей — это более 150 участников — представителей наших заводов. Правительство приняло решение, есть деньги на эти цели. Так давайте создадим программу подъёма оборонно-промышленного комплекса и подготовки кадров в Приморском крае. Выделим отдельные блоки вопросов и попытаемся найти пути их решения. Я предлагаю создать рабочую группу из представителей университета, предприятий, власти, чтобы поднять престиж профессии. А предприятия наши давно не стоят на коленях, и надо, чтобы это увидели преподаватели университетов, сотрудники ДВО РАН, и все вместе мы решим эту проблему".

На этом совещании Михаил Колтович по решению Центрального Совета Союза машиностроителей России выполнил очень приятную миссию, наградив достойного человека, хорошего друга и постоянного помощника ПРО СоюзМаш России Анатолия Гавриловича Боровика медалью "За доблестный труд". Высокая награда утверждена в Москве руководителем Государственной корпорации "Ростех" С. Чемезовым.

Участники Круглого стола приняли проект решений, одними из главных моментов которого стали разработка на системной основе мер по совместной реализации эффективного целевого приёма в рамках Государственного плана подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы и создание для этого специальной рабочей группы. В рабочую группу вошли представители власти, Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России и Дальневосточного федерального университета. Рабочая группа займётся разработкой инновационной программы мер по повышению качества целевого приёма и целевого обучения и всесторонней её поддержкой на всех уровнях.

«Прогресс Приморья», № 48 (362) от 10.12.2015 г.

Светлана Муравьёва

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно