Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Море уважает «технарей»

Впервые в этом учебном году МГУ им. адм. Г.И. Невельского гостеприимно принимал в своих стенах школьников 9, 10 и 11 классов со всего Приморья в традиционный День открытых дверей.

Старшеклассники с родителями и учителями начали прибывать в университет с самого утра, задолго до официально назначенного времени.

Будущие абитуриенты знакомились с деканами факультетов и заведующими кафедрами Морского госуниверситета. Ребятам вручали буклеты, рассказывали о специальностях, о правилах и условиях поступления в университет.

Сотрудники Центра "Абитуриент" проводили экскурсии по студенческому городку и корпусам университета. Школьники побывали на тренажерах по управлению судном и в лабораториях. С интересом знакомились с историей старейшего морского учебного заведения Приморья на выставке, посвященной 125-летию Морского университета.

Перед заинтересованной аудиторией выступили руководители институтов, факультетов и колледжей, которые пригласили ребят ближе познакомиться со специальностями. Старшеклассники задавали уточняющие вопросы по заинтересовавшим их специальностям.

Центр творческого развития молодежи УВР подготовил для гостей концерт, который открыл эстрадный оркестр университета. Зал тепло встречал выступления вокалистов.

Газету Приморского регионального отделения СоюзМаш России "Прогресс Приморья" связывают давние дружеские связи с Морским университетом, поэтому наш корреспондент побывал на этом Дне открытых дверей и попытался понять, чем же сегодня вуз привлекает своих абитуриентов.

Начальник судоводительского факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского Александр Павлович Домбинский: "Наш вуз всегда пользовался спросом у молодёжи Приморья и до Урала — это наш основной контингент. Параллельно с нами готовит судоводителей так называемая "Макаровка" в Санкт-Петербурге, но большая часть ребят из Владивостока, Приморья и из восточной части Сибири учится у нас. Ежегодно к нам приезжают поступать, зная, что наш университет — один из передовых вузов России. Недавно мы отметили 125-летие морского образования: прошли путь от Александровских классов, техникума морского, ДВИМУ — в 1944 году высшее морское образование появилось на Дальнем Востоке. Затем — Академия и Морской университет. Выпускники нашего университета специальности "судовождение" всегда пользовались спросом в своей отрасли. Трудятся они не только в судоходных компаниях; на берегу многие достигли руководящих постов — и в Приморском крае, и в самой морской отрасли: наши выпускники были ее министрами.

Абитуриентов привлекает то, что у нас в основном бюджетные места. Это немаловажно, что человек может получить высшее образование на бюджетной основе. Есть и ещё один во многом определяющий выбор профессии момент. Это военная кафедра, которая позволяет получить офицера запаса на выходе из Морского университета. Наши выпускники в основном идут работать в море, и зарплата у них выше, чем на берегу. Выпускники обычных вузов таких зарплат не имеют, как наши, работающие на море. Хотя морская служба и трудна, но, тем не менее, она привлекает определённую часть молодёжи. Курсанты получают два диплома на выходе: общеобразовательный (инженера-судоводителя) и рабочий диплом вахтенного помощника капитана, с которого начинают. А работу выпускники могут найти на берегу или на море — в зависимости от обстоятельств.

Система подготовки курсантов уже отлажена: распорядок дня, наряды, служба, они сразу приучаются к работе на судне, где тоже свой распорядок дня. Также действуют дисциплинарная практика и дисциплинарный устав. Всё направлено на то, чтобы подготовить человека к выполнению дальнейших обязанностей. Конечно, не все с этим справляются, не все до выпуска доходят, но заканчивают те люди, кто готов к такой службе. Мы часто получаем отзывы: мы закончили, спасибо вам большое, и наряды, и выговоры — всё пошло на пользу, выработало особую дисциплину, большую ответственность. А качества эти в жизни многим помогают, позволяя стать сильными. Студент обычного вуза такие качества может и не приобрести".

Заместитель начальника судоводительского факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского Пётр Пузин: "У нас проходит много международных мероприятий. Например, на Филиппинах в Маниле был фестиваль "Молодые капитаны мирового океана". В Йосу (Республика Корея) 14 рота принимала участие в международных состязаниях парусных судов. Традиционно здесь проводятся парусные гонки на фрегатах в классе "А". Мы стартовали от берегов Японии и шли до Йосу. Участвовали российские, китайские, корейские и японские суда. Тогда мы попали в шторм, гонка длилась 14 часов, и всё это время курсанты на "Надежде" шли только под парусами. Были моменты, когда к совсем уставшим и вымотанным курсантам даже подключался экипаж. Профессорско-преподавательский состав тоже приходил на выручку. Морское братство — это одна из главных ценностей, которая прививается курсантам МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Всегда должна быть взаимовыручка среди членов экипажа и личного состава. В курсанты идут по призванию. Само слово "экипаж" доминирует и объединяет людей в это морское братство.

Со второго курса наши ребята пишут рапорты о поступлении на военную кафедру и после отбора, с 3 курса, проходят обучение на военной кафедре, затем — военные сборы на Улиссе, принимают присягу, сдают государственный экзамен. По завершении обучения им присваивается звание лейтенанта".

Курсант 5 курса МГУ им. адм. Г.И. Невельского судоводительского факультета Константин Тарбеев: "Я родился в Дальнегорске, а сейчас проживаю в Арсеньеве, где успешно выполняет гособоронзаказ лидер ПРО СМР ААК "Прогресс". У меня оба дяди по материнской линии — моряки. Большего всего за время учёбы мне запомнилась плавательная практика — индивидуальная и на нашем учебном парусном судне "Надежда". На первом курсе мы ходили до острова Корсакова и обратно. Я первый раз побывал тогда в море на паруснике. Все мои надежды, связанные с учёбой в этом университете, полностью оправдались. Как и обещали, что к концу пятого курса мы все будем трудоустроены, так и получилось. Есть компания, куда я иду по кадетской программе после получения диплома четвёртым помощником капитана. В течение всего периода обучения я ходил практикантом, и после окончания университета я становлюсь офицером и полноценным членом экипажа. У этой компании флот в основном танкерный, работа на этих судах очень сложная, поэтому они с малых лет выращивают себе офицеров.

Под военное дело во время учёбы у нас был выделен отдельный день, так что нам не приходилось разрываться между военной подготовкой и обучением по основной специальности. Всё было синхронизировано. Ну, и плюс к этому — военное обучение у нас идёт на базе основной профессии: мы получаем военную профессию штурмана. Сама профессия штурмана очень необычная, интересная и разносторонняя. Здесь требуются как гуманитарные способности, так и технические. Будучи судоводителем, приходится не только делать какие-то расчеты, вы должны уметь общаться с экипажем. При этом часто на иностранном языке. Надо учитывать менталитет людей (а экипажи, как правило, смешанные), уметь улаживать конфликты, находить компромиссы".

Заместитель начальника по воспитательной работе судомеханического факультета Морского университета Евгений Макарович Гуров: "У Приморья большое будущее, и оно, в первую очередь, должно развиваться за счёт флота, за счёт моря, за счёт нахождения в таком интересном и важном экономическом районе. Городу Владивостоку присвоен статус свободного порта, и это ко многому обязывает нас, и привлекает различные судоходные и другие компании к нашим родным приморским берегам. Поэтому будущее Владивостока и Приморья, я считаю, связано только с морем. Естественно, для этого нужны специалисты морской отрасли, которые проходят подготовку у нас. Но учиться на нашем факультете довольно сложно: требуются знания инженерных дисциплин, математики, физики, информатики, английского языка, а это у некоторых курсантов вызывает затруднения. Приходят иногда слабо подготовленные ребята и не выдерживают нашей насыщенной программы.

Но поступление к нам на "плавающие" специальности — это престижно, и ни один вуз не может предложить своему выпускнику такую же зарплату, какую получают наши выпускники.

В прошлом году у нас было 60 выпускников, а заявка на них — порядка 120 человек. Недавно к нам приезжали представители министерства морского флота Японии, мы сотрудничаем с их судоходной компанией. Они знают, что мы поставляем для морского флота штурманов, судомехаников, электромехаников, и японцы приехали, чтобы изучить, каким образом у нас организован учебный процесс, какая есть лабораторная учебная база, каких специалистов мы готовим. Они были удовлетворены всем увиденным и планируют скоро заключить контракт на поставку нами после выпуска специалистов в судоходные компании Японии.

«Прогресс Приморья», № 48 (362) от 10.12.2015 г.

Светлана Муравьёва

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно